15 марта 2023
Знакомим с факсимильными изданиями
Вызвать из плена времени рукописное или старопечатное творение, придать ему обновленный и, в то же время, первозданный облик – эту благородную задачу призваны решать факсимильные издания. Они делают доступными уникальные книги прошлого.
Что такое факсимиле?
Название такого типа копии книги, документа или, допустим, гравюры происходит от латинского «fac simile», которое дословно переводится как «делай подобное». В этом заключена суть технологии. С помощью факсимиле получается издание, точь-в-точь повторяющее оригинал. Оформление переплета, используемые материалы, верстка, даже следы старения и износа книг – мастера при изготовлении факсимильных книг учитывают все детали. Несведущий человек порой не отличит подлинник от копии!
Но не следует воспринимать факсимиле как качественную подделку. Во-первых, в выходных данных издания указано, что это снятая копия и это подтверждается сертификатом соответствия. Во-вторых, суть принципа технологии не в том, чтобы «обмануть». А в том, чтобы иметь в библиотеке красивую аутентичную книгу, которую невозможно получить иным способом. Это может быть, к примеру, прижизненное издание любимого автора XIX века, редкая историческая монография, старинный географический атлас и т.п.
Факсимильные издания из коллекции Сектора редкой книги Национальной библиотеки
В нашем фонде редких книг хранится факсимильное издание древнейшего книжного памятника древнерусской культуры ХI века – «Изборник Святослава, сына Ярослава Мудрого» (Москва, 1983).
Изборник Святослава 1073 года. - М., 1983. |
Оригинал, послуживший материалом для этого издания, хранится как национальное сокровище в Государственном историческом музее в Москве. «Изборник» – книга для чтения, в которой более 400 статей. В ней затронуты вопросы философии, математики, истории, этики, зоологии и ботаники. Её называют первой русской энциклопедией. Издание представляет собой раскладной футляр с тиснением, внутри – две книги: сборник статей научного аппарата и само факсимиле «Изборника». Книга отличается внушительным размером (27×37 см) и весом (около 7 кг).
Среди факсимильных изданий выделяется красивейшее издание для детей «Азбуки в картинах» Александра Бенуа, изданное в 1904 году. Современное издание «Азбуки в картинах» (1990) – точно воспроизведенная копия оригинала. «Азбука» Александра Бенуа – первая книга, в которой художник выступил как автор, создатель замысла, иллюстратор и оформитель в одном лице.
Бенуа А. Н. Азбука в картинках Александра Бенуа. - М., 1990. |
Безусловно, основная ценность книги заключается в иллюстрациях. Перед А. Н. Бенуа стояла задача не просто проиллюстрировать, но изобрести художественную конструкцию азбуки. Автор отдает предпочтение не портрету, а развернутой повествовательной сценке с характерами и множеством мелких деталей. Для каждой буквы художник выделил отдельную страницу, украсив ее изящно исполненными композициями на сказочные сюжеты.
Иллюстрация из книги "Азбука Александра Бенуа" (М.,1990) |
Книга ценна не только благодаря картинам Бенуа, но и тому, что в ней сохранены все буквы дореволюционного алфавита.
Совсем не похоже на выше представленные издания факсимильное воспроизведение 2-х книг Владимира Маяковского «Для голоса» и «Хорошо» (Л., 1987).
Маяковский В. В. Для голоса.- Л., 1987. |
Творчество художника книги Лазаря Марковича Лисицкого (Эль Лисицкого; 1890-1941) занимает значительное место в советском искусстве. Он создавал проекты уникальных выставок, писал картины, занимался архитектурой, дизайном, рисовал плакаты, делал фотомонтажи, искал новые смелые приёмы оформления книги. Ощущая книгу как качественно новый предмет, Лисицкий стремился найти для неё не просто новую форму, но принципиально иную структуру, фактически – сконструировать её. Он хотел не декорировать книгу, а в прямом смысле слова конструировать, строить, организовывать её пространство, динамику и ритмы из простейших типографских шрифтов. И для подобного эксперимента невозможно было бы найти более подходящий материал, чем поэзия Владимира Маяковского.
Маяковский В. В. Для голоса. - Л., 1987. |
Сборник «Для голоса» Маяковского прост по использованным элементам: белая бумага, чёрный и красный цвет шрифтов, простейшие элементы геометрического декора – кружок, прямоугольник, квадрат. Книга открывается как записная книжка-алфавит: палец читателя, пробегая сверху вниз по правому краю, фиксирует отрывки названий стихотворений, дополненные точно найденным графическим знаком. Книга вышла в 1923 году в берлинском отделении Госиздата.
Маяковский В. В. Хорошо! - Л., 1987. |
В 1927 году для отдельного издания поэмы «Хорошо» Маяковский снова обратился к Лисицкому – хотя речь шла только об обложке. Лисицкий уподобил её листку календаря (первоначально поэма называлась «25 октября 1917 года»). Но когда Маяковский изменил название, Лисицкий сумел органически объединить их. Книга была выпущена в 1927 году Государственным издательством.
В 1987 году, к 70-летию Великой Октябрьской революции, изокомбинат «Художник РСФСР» выпустил факсимильное издание сборника «Для голоса» и поэмы «Хорошо!», сконструированные Лисицким в одном футляре. Вступительная статья для издания была написана историком искусства Михаилом Юрьевичем Германом.
Следующее издание (оригинал - 1824) - это первая классическая книга о шахматах на русском языке «Шахматная игра, приведенная в систематический порядок, с присовокуплением игр Филидора и примечаний оныя, изданная Александром Петровым» (М., 1977).
Шахматная игра, приведенная въ систематическiй порядокъ, с присовокупленiем игорь Филидора и примечанiй оныя, изданная Александромъ Петровымъ. - М., 1977. |
Издание представляет собой объемистый учебник, полный интересных мыслей о шахматах вообще. Александр Дмитриевич Петров (1794-1867), - первый русский шахматный мастер, теоретик шахмат, писатель. Петров был одним из сильнейших шахматистов мира в первой половине XIX века. В 1824 году в Санкт-Петербурге Петров издал свою первую шахматную книгу на русском языке, которая состояла из 5 частей (1-я и 2-я части - «теория Шахматов», 3-я - 5-я части - «практика Шахматов»).
Издание книги А. Д. Петрова интересно для нас не только своим содержанием. Русские книги первой четверти XIX являются высоким образцом художественного оформления, в котором часто принимали участие лучшие художники и граверы того времени. Так и в этой книге портрет известного французского шахматиста XVIII века Филидора гравирован замечательным мастером С. Ф. Галактионовым. Кроме того, в книге помещено много прекрасно полиграфически исполненных таблиц.
Портрет шахматиста Филидора в факсимильном издании. |
Своеобразной причудой в книгоиздании являются миниатюрные книги, которые тоже бывают факсимильными. Так, в наших фондах хранится томик Басен Ивана Крылова 1978 года издания. Его высота всего 11 см, украшена миниатюрка золотым круговым обрезом и выполнена по заказу Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина. Это точная копия первой редчайшей прижизненной книги, выпущенной в 1835 году издательством Смирдина «Басни Ивана Крылова в 8-ми книгах». Издание в художественном переплёте с тиснением и цветными форзацами. На фронтисписе (рисунок, помещаемый перед первой страницей книги) помещен портрет И. А. Крылова работы русского государственного деятеля и рисовальщика Алексея Оленина.
Крылов И. А. Басни. - М., 1978. |
Эта малышка передаёт все особенности оригинального издания, включая старопечатный шрифт, потёртость титульных листов, пожелтевшие страницы, пятнышки и царапины. Соприкосновение с книгой вызывает неподдельное волнение и погружает в атмосферу XIX века.
Завершает нашу виртуальную выставку миниатюрный томик романа в стихах «Евгений Онегин» Александра Пушкина. Одна из русских типографий в 1837 году выпустила серию превосходных экземпляров романа «Евгений Онегин» в миниатюре. Это было последнее прижизненное издание А. С. Пушкина. Планы типографии были таковы, что за один год, все 5000 экземпляров можно было продать по 5 рублей за одну книгу. Но в связи с сенсацией - печальным итогом жизни автора произведения, весь тираж был раскуплен в течение недели. В 1988 году издательство «Книга» выпустило факсимильное издание книги тиражом 15000 экземпляров, которым сейчас мы можем восторгаться.
Пушкин А. С. Евгений Онегин. - М., 1988. |
Эти книги, сочетающие в себе историю и современность, великолепное оформление и богатое внутреннее содержание, никого не оставят равнодушным.
Виртуальную выставку подготовила Лилия Холопова, библиотекарь отдела основного хранения фондов.