г. Сыктывкар

ул. Советская, 13

8 (8212) 255-422

leninka@nbrkomi.ru

Пн. - пт. с 10.00 до 20.00

Суббота - выходной

Воскресенье с 10.00 до 17.00

Последняя среда месяца - санитарный день

НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Умная библиотека для общества знаний

Меню
15 сентября 2022

Художники духовной книги. Александр Агин.

Биография

      Александр Агин родился в 1817 году в Новоржевском уезде Псковской губернии. Его отец - Алексей Петрович Елагин, был отставным ротмистром кавалергардского полка,  участвовал в Отечественной войне 1812 года.

    Фамилия Агин – усеченная от фамилии отца, так как мать Александра была крепостной. Поэтому Александр и его младший брат Василий стали, по канонам прошлого, Агиными и получили вольные.

     Отец позаботился об образовании сыновей, отправив их в Псковскую мужскую классическую гимназию. В период обучения в гимназии Александр Агин занимался рисунком под руководством своего дяди Сергея Полякова - выпускника Петербургской Императорской академии художеств и тоже крепостного Елагиных.

      В 1834 году братья Агины приехали в Петербург для поступления в Академию художеств. Отец умер, не упомянув детей в завещании, поэтому братья бедствовали.

      По результатам испытаний принят был только Александр. Важную роль сыграло ходатайство дирекции гимназии, благодаря которому он был принят пансионером Общества помощи художникам для обучения в Академии. Агин был зачислен в класс исторической живописи Карла Брюллова. Через 5 лет, в 1839 году, Александр Агин окончил Императорскую Академию художеств со званием учителя рисования.

      Александр Агин всю жизнь нуждался. Ему еще приходилось материально поддерживать брата, до самой гибели Василия во время Крымской войны. Агин часто обращался за помощью в Общество поощрения художников, обучал рисованию детей в семьях богатых купцов, где ему приходилось терпеть унижения, и он со скандалом бросал преподавание.

      Талант иллюстратора не был востребован в достаточной степени, и Александр Агин выполнял небольшие заказы для иллюстрированных журналов, что не спасало от бедности. Прошло более 10 лет, прежде чем Агин переехал в Киев, где преподавал рисование в Кадетском корпусе, а также подрабатывал в театре бутафором и гримером. Потом нашел приют в Качановке, в имении богача, коллекционера и мецената Григория Степановича Тарновского. Там Агин и умер.

Творчество

    Призванием Агина оказалось иллюстрирование современной ему русской литературы, преимущественно сатирической. Главной его работой стали сто четыре иллюстрации к «Мёртвым душам» Н. В. Гоголя. Они имели немалый успех и до сих пор остаются лучшими из всех попыток проиллюстрировать поэму.

    Подлинники иллюстраций Агина к «Мертвым душам» Гоголя хранятся в Русском музее в Петербурге и в Историческом музее в Москве.

Иллюстрации А. Агина к поэме "Мертвые души" Н. Гоголя; Фото: Иллюстрации из открытых источников
Иллюстрации А. Агина к поэме "Мертвые души" Н. ГоголяИллюстрации из открытых источников

    Еще одна творческая удача – эскизы для барельефов, опоясывающие пьедестал памятника Ивана Андреевича Крылова в Летнем саду по заказу скульптора Петра Карловича Клодта.

Памятник Ивану Крылову в Летнем саду (Санкт-Петербург); Фото: Фото из открытых источников
Памятник Ивану Крылову в Летнем саду (Санкт-Петербург)Фото из открытых источников

Александр Агин – художник духовной книги

    Свой самый первый заказ художник получил от Общества помощи художникам. Это были 83 рисунка к Ветхому Завету.

   Это издание, вышедшее в 1846 году, было призвано помочь русскому читателю понять трудные для восприятия тексты Библии. Опираясь на предшествующую традицию, Агин, тем не менее, сумел найти свой стиль изображения библейских сюжетов.

   

 

 

Иллюстрации А. Агина к Ветхому Завету; Фото: Иллюстрации из открытых источников
Иллюстрации А. Агина к Ветхому ЗаветуИллюстрации из открытых источников

    Из предисловия к изданию: «Все картины этого издания сочинены и нарисованы художником Агиным. Ясность изложения предмета, достоинство сочинения, общность каждой картины, расположение групп, выражение фигур, местность, одежды, правильность рисунка и строгий стиль, выдержанный в этих священных изображениях, показывают в господине Агине художника мыслящего и свободно владеющего карандашом.
Эти картины могут принести двоякую пользу: во-первых, как вспомогательный учебник Священной истории; во-вторых, изящные, в художественном отношении, изображения приучают детей заблаговременно к хорошему вкусу и к правильной оценке художественных произведений. С этой стороны, изданные картины могут принести пользу и доставить хороший материал даже молодым художникам».

   Рисунки получили высокую оценку критиков, за эту работу художник даже получил награду – бриллиантовый перстень от императора Николая I, после чего заказы на иллюстрации понемногу стали поступать.

 

Что почитать о творчестве Александра Агина из фондов Национальной библиотеки

Александр Алексеевич Агин, 1817-1875
Стернин Г. Ю. Александр Алексеевич Агин, 1817-1875
Монография

 

Виртуальную выставку подготовила Лилия Холопова, библиотекарь отдела основного хранения фондов.

  • Коактивный коучинг
    Коактивный коучинг
    Практическое пособие
  • Криптвоюматика 2.0
    Криптвоюматика 2.0
    Марков А.
    Научно-популярная литература
  • Жлобология 1.7: откуда берутся деньги и почему не у меня
    Жлобология 1.7: откуда берутся деньги и почему не у меня
    Марков А. В.
    Научно-популярная литература
  • Радикальная прямота
    Радикальная прямота
    Скотт К.
    Научно-популярная литература
  • Думай в других форматах
    Думай в других форматах
    Брабандер Л. де
    Научно-популярная литература
  • Офигенно!
    Офигенно!
    Коробкина А.
    Научно-популярная литература
  • Психология инвестирования
    Психология инвестирования
    Ричардс К.
    Научно-популярная литература
  • Ты стоишь больше
    Ты стоишь больше
    Тамазова Е. Г.
    Научно-популярная литература
< >
Яндекс.Метрика