29 сентября 2023
2023 - Год педагога и наставника: Александр Александрович Миролюбов
Имена многих талантливых отечественных учёных вписаны золотыми буквами в историю методики обучения иностранным языкам. В Год педагога и наставника представляем вам выдающихся методистов-исследователей в области иноязычного образования.
Александр Александрович Миролюбов
letopis.msu.ru |
Александр Александрович Миролюбов (3.10.1923 – 18.02.2007) – советский и российский учёный-педагог, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент и академик АПН СССР. Участник Великой Отечественной войны, награждён орденами Отечественной войны II ст., «Знак Почёта», медалью «За оборону Москвы».
После окончания войны окончил Военный институт иностранных языков, также заочно учился на историческом факультете МГУ. После демобилизации работал учителем и заведующим учебной частью в средних школах Москвы, старшим научным сотрудником в НИИ методов обучения АПН СССР. С 1977 по 1991 год – ректор Всесоюзного института переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических и руководящих кадров народного образования. Около десяти лет трудился заведующим отделом иностранных языков Института общего среднего образования РАО, затем в должности главного научного сотрудника Центра филологического образования Института содержания и методов обучения РАО. В разные годы также работал профессором Московского государственного педагогического института, заместителем главного редактора журнала «Иностранные языки в школе».
Александр Александрович – автор более 170 научных работ: монографий, учебных пособий, статей, которые определяли направления отечественной методики преподавания иностранных языков. Он впервые систематизировал опыт отечественной методики обучения иностранным языкам за период с 1860 года, на самом высоком и достоверном уровне дал анализ ее развития. Труды Миролюбова повысили уровень преподавания методики в педагогических вузах, а также стали основой взвешенных решений в области организации процесса обучения в школе.
Александр Александрович защитил кандидатскую диссертацию на тему «Методика обучения конъюнктиву немецкого языка в средней школе», докторскую диссертацию «История отечественной методики обучения иностранному языку». В область научных интересов методиста-учёного входили методика обучения иностранным языкам в средних специальных учебных заведениях, в частности, традиционного обучения грамматике, история преподавания иностранных языков в России, проблемы методологии исследований в области лингводидактики.
Читайте подробнее:
1. Общая методика преподавания иностранных языков в средних специальных учебных заведениях : [Учеб.-метод. пособие / Под ред. А. А. Миролюбова, А. В. Парахиной ; А. А. Миролюбов и др.]. - 2-е изд., испр. - М. : Высш. школа, 1984. - 240 с.2. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / [А. А. Миролюбов, В. В. Краевский, В. С. Цетлин и др.] ; под ред. А. Д. Климентенко, А. А. Миролюбова ; НИИ содерж. и методов обучения АПН СССР. - М. : Педагогика, 1981. - 456 с.3. Миролюбов А. А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. – М.: СТУПЕНИ, ИНФРА-М, 2002. 4. Миролюбов, А. А. Сознательно-сопоставительный метод / А. А. Миролюбов // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 6. – С. 39–41.5. Щукин Анатолий Николаевич. Лингводидактический биографический словарь / А. Н. Щукин, Л. В. Московкин, В. Д. Янченко. - Москва : Русский язык. Курсы, 2022. - 527 с.