30 августа 2023
2023 - Год педагога и наставника: Галина Александровна Китайгородская
Имена многих талантливых отечественных учёных вписаны золотыми буквами в историю методики обучения иностранным языкам. В Год педагога и наставника представляем вам выдающихся методистов-исследователей в области иноязычного образования.
Галина Александровна Китайгородская
Школа Китайгородской |
Галина Александровна Китайгородская (р. 13.09.1934) – кандидат филологических и доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы, заслуженный профессор МГУ, президент Научно-образовательного центра «Школа Китайгородской». Лауреат Ломоносовской премии, награждена орденом «Почётный Знак Петра Великого» и медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Галина Александровна училась на факультете арабского языка в Московском институте востоковедения и в Московском государственном педагогическом институте иностранных языков им. Мориса Тореза (ныне Московский государственный лингвистический университет) по специальности «преподаватель французского языка». Заведовала кафедрой педагогики, психологии и методики высшей школы Факультета повышения квалификации МГУ, межфакультетской лабораторией интенсивных методов обучения иностранным языкам. Руководила кафедрой и факультетом иностранных языков Международного университета в Москве. Работала Директором Центра интенсивного обучения иностранным языкам МГУ им. М. В. Ломоносова, в котором велись научные исследования и проходило обучение профессуры, аспирантов и студентов МГУ. Степень доктора педагогических наук получила после защиты диссертации на тему «Система интенсивного краткосрочного обучения иностранным языкам».
С 2014 года руководит методической «Школой Китайгородской». Система обучения, которую Галина Александровна назвала «метод активизации возможностей личности и коллектива», базируется на идеях болгарского психотерапевта Георгия Лозанова, основателя суггестологии и суггестопедии. Китайгородская прошла стажировку в центре Лозанова ещё в 1970 году, что и стало отправной точкой по созданию авторской системы интенсивного обучения. В отличие от традиционных методик преподавания, система Китайгородской опирается на психологические резервы личности и коллектива при направленном управлении социально-психологическими процессами общения в группе. Такой подход позволяет учащимся легко и эффективно, в сжатые сроки перерабатывать огромный объём новой информации, что неизбежно при изучении иностранного языка.
В сферу научных интересов Галины Александровны входят не только интенсивное обучение, но и методика преподавания иностранных языков в целом, психолого-педагогические основы обучения иностранным языкам, подготовки и переподготовки педагогических кадров, система повышения квалификации педагогических кадров. Китайгородская руководит научными исследованиями в рамках государственных тем «моделирование основных видов учебной деятельности» и «психолого-педагогические аспекты активизации личности и коллектива в процессе интенсивного обучения».
Методист огромное внимание уделяет подготовке учителей для средней школы: только в последние годы по заказу Правительства Москвы в её Научно-образовательном центре прошли стажировку более 100 учителей московских школ. Она читает лекционные курсы для преподавателей, стажеров по различным аспектам системы образования, технологиям обучения. Авторские программы Китайгородской успешно внедряются в школах России, многие из которых получили статус Федеральной площадки.
Учёный опубликовала более 50 научных работ по теории и практике методики обучения иностранным языкам. Именно по инициативе Галины Александровны с 1978 года начали издавать сборники статей, включающие актуальные результаты учебно-методической и научно-исследовательской работы, а также учебники и учебно-методические пособия.
Читайте подробнее:
1. Китайгородская Галина Александровна. Интенсивное обучение иностранным языкам : Теория и практика / Г. А. Китайгородская. - М. : Русский язык, 1992. - 254 с.2. Интенсивное обучение иностранным языкам в высшей школе / МГУ им. М. В. Ломоносова, Межфак. лаб. интенсив. методов обучения иностр. яз. ; ред. Г. А. Китайгородская. - М. : Изд-во МГУ, 1987. - 157 с.3. Китайгородская Галина Александровна. Французский язык. Интенсивный курс / Г. А. Китайгородская. Кн. 1. - 5-е изд., испр. - М. : Высш. шк., 2004. - 287 с.4. Китайгородская Галина Александровна. Инновации в образовании - дань моде или требование времени? / Г. А. Китайгородская // Иностранные языки в школе. - 2009. - № 2. - С. 2-7.5. Китайгородская Галина Александровна. Проблема универсального языка: Pro et contra = The Problem of the Universal Language: Pro et contra / Г. А. Китайгородская. eng // Вестник Московского университета. Сер. 19 : Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2013. - № 3. - С. 73-77.