г. Сыктывкар

ул. Советская, 13

8 (8212) 255-422

leninka@nbrkomi.ru

Пн. - пт. с 10.00 до 20.00

Суббота - выходной день

Воскресенье с 10.00 до 17.00

Последняя среда месяца - санитарный день

НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Умная библиотека для общества знаний

Меню
27 июня 2023

2023 - Год педагога и наставника: Рюрик Константинович Миньяр-Белоручев

Имена многих талантливых отечественных учёных вписаны золотыми буквами в историю методики обучения иностранным языкам. В Год педагога и наставника представляем вам выдающихся методистов-исследователей в области иноязычного образования.

Рюрик Константинович Миньяр-Белоручев

Р. К. Миньяр-Белоручев (17.06.1922 – 30.01.2000) – педагог, специалист в области теории и практики перевода, методики преподавания иностранных языков, доктор педагогических наук, профессор.

Окончил Военную школу летчиков морской и сухопутной авиации. Полковник, в годы Великой Отечественной войны служил лётчиком-штурмовиком морской авиации, награжден орденами и медалями.

В 1949 году окончил Военный институт иностранных языков Красной Армии (ВИИЯ). Заведовал кафедрами и преподавал в ВИИЯ, МГИМО. Более двадцати лет, до последних дней жизни преподавал в должности профессора кафедры методики преподавания иностранных языков МГЛУ и МПГУ. Рюрик Константинович работал переводчиком-синхронистом с французского языка с первыми лицами Советского Союза и зарубежных государств, от Хрущева до Фиделя Кастро. Он является основоположником современной школы перевода и преподавания перевода ВИИЯ. Его труды, основанные на богатом личном переводческом опыте, на исследовательской, преподавательской и экспериментальной работе, стали моделью для дальнейших исследований в области устного перевода и практической подготовки устных переводчиков. Кандидатская и докторская диссертации учёного были посвящены методике обучения переводу, но его научные интересы также связаны с общими вопросами методики обучения иностранным языкам. Миньяр-Белоручеву принадлежит идея методики развивающего обучения средствами иностранного языка. Развивающее обучение помогает экономить ресурсы, силы и время, так как основной способ учения в развивающем методе – поиск, при котором задействованы мыслительные способности обучаемого. Его находка об использовании поиска как основного способа учения реализована в модульной технологии обучения иностранному языку, направленной на развитие личности ребенка.

По-прежнему актуально утверждение, что обучение иностранному языку неэффективно, если оно не реализуется на конкретном национальном фоне благодаря использованию аутентичных материалов. Новые информационные технологии позволяют интересно и ярко использовать его разработки, приближая языковую аутентичную среду к школьной и вузовской аудитории. Схема общения «учитель – учебник – учащиеся» как общения равноправных партнеров получила воплощение в педагогической теории сотрудничества, также имеющей целью развитие личности.

Методическое наследие Миньяр-Белоручева предлагает широкие возможности для ищущих учителей. Он был генератором научных идей, часть которых воплощаются в практику школьного и вузовского обучения лишь в наши дни, а часть ещё ждут своего времени. Наряду с другими методистами учёный укреплял методологическую базу методики как науки, боролся за чистоту терминологии, при этом сам всегда убедительно отстаивал свою позицию.

Читайте подробнее:

1. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку : учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности "Иностранные языки". - Москва : Альянс, 2012. - 221, [3] с.
2. Миньяр-Белоручев Р. К. Мы говорим по-французски = Nous parlons français : Учебник франц. яз. для учащ. первого года обучения в ср. шк. - М. : Моск.лицей, 1998. - 400 с.
3. О принципах обучения иностранным языкам / Р. К. Миньяр-Белоручев // Общая методика обучения иностранным языкам : Хрестоматия. - М. : Русский язык, 1991. - С.43-53.
4. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения переводу на слух / Р.К. Миньяр-Белоручев ; Ин-т междунар. отношений. - Москва : Изд-во ИМО, 1959. - 190 с.
5. Миньяр-Белоручев Рюрик Константинович. Последовательный перевод : Теория и методы обучения. - М. : Воениздат, 1969. - 288 с.
6. Памяти Рюрика Константиновича Миньяр-Белоручева // Иностранные языки в школе. - 2013. - №1. - С. 78-79.
    2023 - ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА: РЮРИК КОНСТАНТИНОВИЧ МИНЬЯР-БЕЛОРУЧЕВ
    Рюрик Константинович Миньяр-Белоручев
    Читайте подробнее:
    • Практикум по обработке конструкционных материалов (слесарное дело)
      Практикум по обработке конструкционных материалов (слесарное дело)
      Истомин Ю. Н.
      Практическое пособие
    • Пыж да лов
      Пыж да лов
      Афанасьева Е. Е.
      Поэзия
    • На защите трудовых прав и интересов работников. 100 лет вместе. Лесной профсоюз Республики Коми
      На защите трудовых прав и интересов работников. 100 лет вместе. Лесной профсоюз Республики Коми
      Научно-популярная литература
    • Ласковый шёпот дождя
      Ласковый шёпот дождя
      Зонова Н. В.
      Поэзия
    • "Я шлю тебе свои стихи..."
      "Я шлю тебе свои стихи..."
      Митюшев Д. И.
      Поэзия
    • Я училась ходить по слогам
      Я училась ходить по слогам
      Зонова Н. В.
      Поэзия
    • Инновации в туризме
      Инновации в туризме
      Отнюкова М. С.
      Учебное пособие
    • Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Практикум
      Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Практикум
      Кулагина Н. А.
      Учебное пособие
    < >
    Яндекс.Метрика