19 апреля 2023
2023 - Год педагога и наставника: Ефим Израилевич Пассов
Имена многих талантливых отечественных учёных вписаны золотыми буквами в историю методики обучения иностранным языкам. В Год педагога и наставника представляем вам выдающихся методистов-исследователей в области иноязычного образования.
Ефим Израилевич Пассов
prosv.ru |
Е. И. Пассов (19.04.1930 – 21.02.2019) – выдающийся советский и российский лингвист, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ, руководитель Российского центра иноязычного образования и президент научно-образовательного фонда «Методическая школа Пассова». Руководил научной работой 57 кандидатов педагогических наук. Он основатель журнала «Коммуникативная методика» и научный редактор ежегодника «Проблемы иноязычного образования», организатор методических конференций и симпозиумов разных уровней.
Ефим Израилевич – один из основоположников коммуникативной методики иноязычного образования, которая обеспечивает не только обучение иностранному языку, но и развивает индивидуальность ученика в диалоге культур. Пассов переосмыслил ряд традиционных методических терминов: приём, адекватность, средства обучения, ситуация, ситуативная позиция и др., определил стадии формирования языковых навыков и уровни развития речи, разработал трёхступенчатую схему овладения речевым материалом, функционально-смысловые таблицы и другие дидактические материалы. Также учёным введена номенклатура профессиональных умений (компетенций) учителя. Его достижения по-прежнему используются в России и за рубежом, на них основаны популярные авторские системы изучения иностранных языков. Методика Пассова прекрасно соотносится с принципами Кэмбриджа и Оксфорда, признанных британских методических центров.
Его книга «Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению» положила начало радикальным изменением в методике преподавания иностранных языков в российских школах. На основе теории Е. И. Пассова было написано более 100 УМК по английскому, немецкому, французскому и русскому как иностранному языкам. Сам профессор стал автором популярных учебников и учебных пособий по немецкому языку, методических пособий для преподавателей русского как неродного, множества научных статей. Его работы отличает чёткость и ясность изложения; в доступной форме описываются все основные проблемы: цель и содержание образования, диалог культур, сущностные признаки подлинной коммуникативности, общение как механизм образовательного процесса, принципы коммуникативности и др. В том, что уже в 1990-х годах российские педагоги стали учить детей, прежде всего, иноязычному общению, велика личная заслуга профессора Пассова.
Читайте подробнее:
Пассов Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования : концепция развития индивидуальности в диалоге культур : 5-11 кл. - Москва : Просвещение, 2000. - 174 с.Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 1991. - 222,[1] с.Пассов Е. И. Грамматика? Нет проблем = Deutsche Grammatik - leicht gemacht / Е. И. Пассов, Т. А. Двуреченская. - Москва : ОНИКС : Ин. яз., 2001. - 360 с.Обучение общению на иностранном языке : [учебное пособие] / Методическая школа Пассова ; [под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой ; сост.: Е. И. Пассов, Е. Г. Завесова]. - Воронеж : Интерлингва, 2002. - 44 с.Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе : пособие для учителя / Под ред.: Е. И. Пассова и В. Б. Царьковой. - Москва : Просвещение, 1993. - 127 с.Пассов Е. И. Учитель иностранного языка: Мастерство и личность / Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, В. Б. Царькова. - Москва : Просвещение, 1993. - 159 с.