21 января 2020
Диалог поколений
19 января клуб «Вершина айсберга» встретился, чтобы обсудить литературные предпочтения вчерашних и сегодняшних школьников. Встреча получилась на редкость эмоциональной и жаркой. За круглым столом собрались читатели разных поколений с разным читательским багажом и взглядом на литературу.
Для одних школьные годы пришлись на середину прошлого столетия, когда круг чтения ограничивался мировой, русской и советской классикой. Кумирами читающих детей тогда были Аркадий Гайдар с повестями «Голубая чашка», «Чук и Гек», «Военная тайна», «Четвертый блиндаж» и, конечно, культовой историей про Тимура и его команду.
Младшим школьникам того времени полюбилась трилогия Валентины Осеевой «Васёк Трубачёв и его товарищи», популярность которой была на пике в год выхода одноимённой чёрно-белой экранизации. Школьники зачитывались озорной и волшебной историей Лазаря Лагина о приключениях пионера Вольки и старика Хоттабыча, детскими триллерами Анатолия Рыбакова «Кортик» и «Бронзовая птица», тоже экранизированными. Участники встречи вспомнили роман Вениамина Каверина «Два капитана», переведенный на многие иностранные языки, а также «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Всё это произведения с яркими, запоминающимися героями – «героями нашего времени». Если говорить о зарубежных авторах, то старшее поколение выросло на книгах Жюля Верна, Виктора Гюго, Джека Лондона, Марка Твена, Ремарка и Хемингуэя.
Среди неожиданных высказываниях о любимых произведениях были комплименты книге исследователя футуризма Бенедикта Лифшица «Полутораглазый стрелец», забытым «Сказочным историям маленького города» Гурама Петриашвили и повести Николая Внукова «Слушайте песню перьев» о фантастической жизни сына польки и индейца Сат-Оке.
Как отмечали участники встречи из поколения школьников 1980-х и 1990-х, им больше повезло с разнообразием современной литературы, когда появились книги Айзека Азимова, Станислава Лема, братьев Стругацких, детективные и приключенческие серии книг. Источником новой литературы и новой информации были журналы «Юность», «Техника молодёжи», «Мир электроники», «Наука и жизнь» и «Вокруг света».
На встрече беседовали не только о школьных предпочтениях в литературе. Поговорили о возрастных ограничениях в выборе книг и их маркировке в библиотечных каталогах, о связи образования, чтения и словарного запаса, о новых темах в литературе, таких как развод родителей, смерть близких, дети с особенностями развития, травля и кибербуллинг, беженцы и мигранты, бедность и социальное неравенство, толерантность и культурное разнообразие.
Для сравнения детской литературы в разных странах, мы посмотрели интервью с переводчиком Ольгой Дробот для проекта «Папмамбук». Она считает, что в норвежской детской литературе нет запретных тем и что «знать лучше, чем не знать, и думать лучше, чем не думать», а ответственность за выбор книг для детей лежит только на семье.
Из видео интервью Ольги Дробот |
Все участники встречи согласились, что сегодняшний молодой читатель испытывает массовый информационный прессинг и колоссальные учебные нагрузки. Консервативная система образования зачастую превращает школьное чтение в скуку про ЕГЭ. Как высказалась одна из участниц, «в школах должны быть мастерские литературного творчества и никакой «обязаловки», так как произведения из школьной программы навсегда остаются за рамками читательского восприятия и обесцениваются».
По данным Российской книжной палаты, в электронном каталоге которой более 80 тысяч школьных изданий, только за одно полугодие 2019 года в стране издано около двух миллионов книг и брошюр. Наблюдается стойкий рост в количестве переводной литературы. Ориентироваться в этом разнообразии и делать выбор в пользу достойных и интересных авторов очень непросто.
Главный вывод нашей встречи в том, что самый лучший способ для родителей проследить за чтением ребенка – просто прочитать самим.
Мы попросили участников клуба «Вершина айсберга» назвать три-четыре самые важные книги своей школьной поры. Некоторые не удержались и в письменном опросе добавили еще нескольких авторов. Общий рейтинг получился неожиданно разнообразным.
Мы предлагаем сравнить наш список с вашим личным опытом чтения в школьном возрасте.