г. Сыктывкар

ул. Советская, 13

8 (8212) 255-422

leninka@nbrkomi.ru

Пн. - пт. с 10.00 до 20.00

Суббота - выходной

Воскресенье с 10.00 до 17.00

Последняя среда месяца - санитарный день

НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Умная библиотека для общества знаний

Меню
24 февраля 2022

Покорители ледовых пустынь

   Она не имеет долготы, так как является точкой схождения всех меридианов, и не относится ни к одному из часовых поясов. День, впрочем, как и ночь, здесь продолжается приблизительно по полгода. Она занимает примерно шестую часть поверхности Земли. Средняя температура воздуха зимой — около −40 °C, летом — преимущественно около 0 °C.

Северный полюс - это океан, покрытый льдами
Северный полюс - это океан, покрытый льдами

      Арктика… Брр… От одного этого слова становится хоооолодно и тоскливо.

   И все же с незапамятных времен люди стремились сюда – на лыжах, собачьих упряжках, воздушных шарах и дирижаблях, самолетах и кораблях…

   Среди покорителей Северного полюса были представители самых разных национальностей. Имена многих из них, навечно остались в названиях островов, гор, ледников и морей. Они заболевали, замерзали, голодали, умирали… Но, с каждым разом, преодолевая неимоверные трудности, смельчаки продвигались все дальше и дальше, вглубь Северного полюса.

   Настоящий прорыв в освоении и изучении Арктики произошел, когда появились корабли, ломающие лед.

    В 1840-х годах в Кронштадте появился предприимчивый и инициативный купец Михаил Осипович Бритнев. Он был очень недоволен тем, что в зимнее время прекращалась всякая навигация Кронштадта с сушей, так как Финский залив полностью промерзал. Бритнев слышал о том, что поморы разбивали мелкий лед с помощью специальных приспособлений на носу своих судов и решил применить тот же метод. 

 

 М.О. Бритнев  (1822-1889)
М.О. Бритнев (1822-1889)

  В 1864 году, он переоборудовал свой пароход «Пайлот» в ледокольное судно. Форштевень был скошен под углом 20° ниже ватерлинии, что позволило судну ломать лёд и значительно ослабляло силу удара при встрече со льдинами. Удачная эксплуатация «Пайлота» побудила Бритнева построить второе подобное судно — «Бой».  Благодаря зимней навигации Бритнев получил хороший доход и оба его судна 20 лет верно служили успешной коммерции российского предпринимателя.

Ледокол "Пайлот"
Ледокол "Пайлот"

    Позже адмирал Степан Осипович Макаров использовал идею Бритнева при строительстве своего ледокола "Ермак". В 1898 году он был спущен со стапелей судостроительного завода в английском Ньюкасле.  И в 1899-1901 годах были проведены первые экспедиции. Северного полюса достичь не удалось, но были получены ценнейшие знания в области работы ледокола и сопротивления льда. Впервые были выполнены кинематографические съемки хода ледокола. Первый в мире ледокол арктического класса произвел революцию в северном мореходстве, ведь он мог преодолевать льды небывалой толщины – до двух метров. Судно было спроектировано настолько удачно, что продолжало работать и в годы Великой Отечественной войны: проводило боевые корабли в Финском заливе. Лишь в 1964 году «Ермак» пошел на слом. Его хотели превратить музей, но по различным причинам это не удалось.

 

Адмирал С.О. Макаров (1848—1904)
Адмирал С.О. Макаров (1848—1904)

Музеем стал другой ледокол - "Святогор", вошедший в состав российского флота в 1917 году. Он был построен с учетом опыта работы "Ермака" и несколько десятилетий оставался самым мощным арктическим ледоколом в мире. В 1927 году "Святогор" был переименован в "Красин" в память о советском дипломате Леониде Красине.

В 1928 году при возвращении с Северного полюса потерпел катастрофу дирижабль "Италия". Выжившие члены международной экспедиции под руководством Умберто Нобиле оказались посреди ледяной пустыни. Из всех судов, посланных на выручку, лишь "Красин" сумел пробиться сквозь льды и эвакуировать людей. А на обратном пути ледокол спас немецкое пассажирское судно "Монте Сервантес" с полутора тысячами пассажиров на борту. Если бы "Красин" не подоспел вовремя, этот корабль, получивший пробоины от столкновения со льдами, мог разделить судьбу "Титаника".

В годы Второй мировой войны "Красин" водил конвои союзников. В мирное время был переоборудован в научно-исследовательское судно. Лишь в 1989 году ледокол отправился на вечную стоянку в северную столицу России, став филиалом Музея мирового океана.

С тридцатых годов прошлого века у ледоколов дореволюционной постройки появились "коллеги" советского происхождения. В 1938 году в СССР был построен первый линейный ледокол, получивший имя Иосифа Сталина. Позднее он был переименован в "Сибирь" и водил караваны судов вплоть до 1973 года.

    Несмотря на целый ряд экспедиций в начале ХХ века, многие из которых сделали крупные географические открытия, Северный Ледовитый океан оставался малоизученным.

   В советское время исследованию и практическому освоению Северного морского пути было придано значение государственной важности. 10 марта 1921 года В. И. Ленин подписал декрет о создании Плавучего морского научно-исследовательского института. Районом деятельности этого института стал Северный Ледовитый океан с его морями и устьями рек, островами и прилегающими к нему побережьями РСФСР.
   С началом геологоразведки за Полярным кругом стало понятно, насколько богато полезными ископаемыми арктическое побережье. В 1931 году было открыто первое промышленное месторождение нефти и газа на русском Севере – Чибьюское, которое сейчас относится к территории Республики Коми. Добыча на месторождении началась с 1939 года.

   В 1932 году было создано Главное управление Северного морского пути. Перед ним поставили задачу обеспечить народно-хозяйственное освоение Арктики и судоходство по Севморпути. На новую структуру возлагалась также задача организовать разведку полезных ископаемых. Первым руководителем Главсевморпути стал Отто Шмидт. В том же году он возглавил экспедицию, которая на ледокольном пароходе «Сибиряков» впервые прошла весь Севморпуть за одну навигацию.

   Особое место в истории занимает период советских исследований Арктики в 1930-1940-х годах. Тогда были проведены экспедиции на ледокольных судах "Седов", "Красин", "Сибирякова", "Литке". Их возглавляли известные полярники Отто Шмидт, Рудольф Самойлович, Владимир Визе, капитан Владимир Воронин. В эти годы впервые в одну навигацию была пройдена трасса Северного морского пути, совершены героические перелеты через Северный полюс, которые открыли принципиально новые возможности для достижения и изучения Северного полюса.

  В 1962 году российские мореплаватели впервые покорили Северный полюс. Атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» достигла цели, пройдя подо льдами Северного Ледовитого океана. А в 1977 году до Северного полюса впервые в мире в активном надводном плавании дошел атомный ледокол «Арктика».

   Вскоре  Россия стала лидером  в освоении и исследовании Северного полюса.

   За всю историю развития  мощность ледокольного судна увеличилась более чем в 8 раз, паровые ледоколы сначала сменились дизель-электрическими, а затем атомными.

 

Лаппо С.Д. Справочная книжка полярника. Краткие сведения об океанографии, климате, животном мире и населении Арктики. - Москва : Издательство Главсевморпути, 1945. - 423 с.
Лаппо С.Д. Справочная книжка полярника. Краткие сведения об океанографии, климате, животном мире и населении Арктики. - Москва : Издательство Главсевморпути, 1945. - 423 с.

 Сколько сейчас ледоколов в России?

    Наиболее старый ледокол на активной службе – «Кару»,  работающий в Санкт-Петербурге. Это судно было построено в конце пятидесятых годов XX века и до 1986-го принадлежало Финляндии. 

    По известным данным, сейчас в нашей стране эксплуатируется 41 ледокол нескольких классов и типов. Эти суда способны обеспечивать деятельность портов или проводить караваны по маршрутам. Ледоколы работают во всех регионах, где требуется их помощь.

   Атомный ледокольный флот России сегодня включает четыре судна. Это  "50 лет Победы", "Таймыр",  "Вайгач" и "Ямал".

  Последний отличается от своих собратьев по атомному флоту акульей улыбкой, нарисованной на носу. Она появилась, когда в 1994 году ледокол в рамках одной из международных гуманитарных программ возил детей к Северному полюсу, - так судно выглядело веселее. Планировалось, что после этой поездки улыбка будет закрашена, но в итоге от этого решения отказались, и акулья пасть стала фирменной отличительной чертой судна.

 

 

Атомный ледокол "Ямал"
Атомный ледокол "Ямал"

   Предлагаем несколько книг по истории создания ледокольного флота и освоения Арктики из фонда Национальной библиотеки. 

 Три зимовки во льдах Арктики
Бадигин Константин Сергеевич (1910-1984)
Научно-популярная литература
Инв. номер 96634-х
Шифр 26.890(88)
книга о 27-месячном дрейфе ледокольного парохода "Георгий Седов" в Северном Ледовитом океане. К.С.Бардин, известный исследователь Арктики, капитан дальнего плавания, рассказывает о работе и жизни советских моряков за время долгих полярных зимовок. Издание иллюстрировано, дополнено словарем.
 Арктика и северный морской путь
Арктика и северный морской путь
Широкорад Александр Борисович (1947-)
Монография
Инв. номер 1384025-х
Шифр 63.3(2)
Что такое Севморпуть? Это не только маршрут от Мурманска до Владивостока, но и дорога в Северную и Центральную Сибирь. Двенадцать северных судоходных рек, текущих к Северному Ледовитому океану, являются неотъемлемой частью Северного морского пути. Как русские люди с XIV века осваивали Ледовитый океан? Какую роль Севморпуть сыграл в освоении Сибири? Об этом рассказано в монографии Александра Широкорада "Арктика и Северный морской путь. Безопасность и богатство России". Суровые условия Арктики и Сибири не помешали им стать ареной интенсивных боев в Гражданскую и Великую Отечественную войны. Ну а в годы холодной войны Арктика стала одним из самых милитаризованных районов мира. В книге рассказывается о военных тайнах Арктики - секретных аэродромах, подледных походах атомных лодок, военных базах подо льдом и о многом другом, ранее неизвестном не только широкому кругу читателей, но и специалистам.
Ледокол. Подлинная история "Михаила Сомова"
Кузнецов Никита Анатольевич
Научно-популярная литература
Инв. номер 1380066-а
Шифр 39.4
Фильм "Ледокол" (режиссер Николай Хомерики) снят по мотивам событий, произошедших в 1985 г. - дрейфа в Антарктике научно-экспедиционного судна "Михаил Сомов" и спасательной экспедиции на ледоколе "Владивосток". Эта история стала последней советской героической эпопеей, развернувшейся в высоких широтах. Она широко освещалась в прессе тех лет, большинство ее участников получили различные награды. Но вскоре времена изменились, СССР распался, антарктические исследования долгие годы проводились с огромным трудом, и об эпопее "Михаила Сомова" практически забыли. Между тем до сих пор живы многие ее участники, работает в Арктике и "Михаил Сомов", "разменявший" пятый десяток. О его истории (в которой были и другие, пусть не столь заметные, героические и драматические события) мы хотим рассказать читателям.
 Арктический рейс
Тютенков Анатолий Григорьевич
Воспоминания
Инв. номер 906297-х
Шифр 91(98)
Книга-репортаж о событии, которое произошло в мае-июне 1978 г. и заняло важное место в освоении Арктики
Отечественные морские ледоколы от "Ермака" до "50 лет Победы"
Кузнецов Никита Анатольевич
Научно-популярная литература
Инв. номер 1368255-а
Шифр 39.4
В книге "Отечественные морские ледоколы от "Ермака" до "50 лет Победы" собран материал по истории ледокольного флота России за 150 лет. Данный труд содержит сведения о самых значимых ледокольных судах, эксплуатировавшихся с 1862 по настоящее время. Русские специалисты всегда были неизменными лидерами на трудной и малоизученной дороге развития ледоколостроения; все эти годы опыт наших инженеров пристально и досконально изучали иностранные коллеги и, создавая свои ледоколы, неизменно выбирали русские и советские прототипы. Издание рассчитано на широкую читательскую аудиторию.

Выставку подготовила Татьяна Чулкова, главный библиотекарь отдела основного хранения фондов

  • Коактивный коучинг
    Коактивный коучинг
    Практическое пособие
  • Криптвоюматика 2.0
    Криптвоюматика 2.0
    Марков А.
    Научно-популярная литература
  • Жлобология 1.7: откуда берутся деньги и почему не у меня
    Жлобология 1.7: откуда берутся деньги и почему не у меня
    Марков А. В.
    Научно-популярная литература
  • Радикальная прямота
    Радикальная прямота
    Скотт К.
    Научно-популярная литература
  • Думай в других форматах
    Думай в других форматах
    Брабандер Л. де
    Научно-популярная литература
  • Офигенно!
    Офигенно!
    Коробкина А.
    Научно-популярная литература
  • Психология инвестирования
    Психология инвестирования
    Ричардс К.
    Научно-популярная литература
  • Ты стоишь больше
    Ты стоишь больше
    Тамазова Е. Г.
    Научно-популярная литература
< >
Яндекс.Метрика