12 июля 2018
12 июля 1960 года была сдана в эксплуатацию железная дорога от Микуни до Сыктывкара, был возведен железный мост через Вычегду
Молодежь севера, 1959, 10 марта |
Поддержку в решении строительства «железки» на Сыктывкар оказал ближайший сподвижник Сталина Лазарь Каганович, который в то время был первым заместителем Председателя Совета Министров страны.
Первый километр рельсов по направлению к Сыктывкару. 1958 год |
Благодаря ему в Сыктывкар приехал талантливый инженер из Ленинграда по фамилии Фрейдзон. Человек высокого роста, с ярко-рыжими волосами и усами, он очень запомнился сначала руководителям республики, а потом и целым коллективам, которые стали возводить насыпи и укладывать рельсы.
Путеукладчик закладывает последние рельсы к Сыктывкару. 1960 год |
Фрейдзон неизменно твердил, что ему поручено построить правительственную дорогу. Во многом благодаря тому, что этот ответственный и одаренный специалист сразу же нашел общий язык с руководителями республики и при этом умело шел на всевозможные компромиссы при решении финансовых вопросов, удалось-таки за пятилетку протянуть рельсы от Микуни до Сыктывкара, возвести надежные мосты, в том числе и железный – через Вычегду.
Молодежь севера, 1959, 9 августа |
Силами мостопоезда № 460 это грандиозное сооружение было сдано в эксплуатацию 12 июля 1960 года, а 26 июля 1960 года первый товарный поезд прошел от Микуни до Сыктывкара.
Уложиться в столь краткие сроки удалось не случайно. Дело в том, что с началом строительства дороги сразу же начались работы и по сооружению гиганта лесохимии на Вычегде – лесопромышленного комплекса. Поэтому строительство «железки» держалось правительством Коми на особом контроле. Уже к 1960 году планировалось открыть рабочее движение поездов на всей ее протяженности.
Фото с Сыктывкарского городского портала "ПроСыктывкар" http://prosyktyvkar.ru/news/transport/1705 |
Интересно, что первоначально железнодорожный вокзал в Сыктывкаре хотели на целый километр приблизить к центру города. Некоторые чиновники видели здание вокзала недалеко от пединститута.
Первоначально предусматривалось возвести вокзал только для размещения в нем 100 пассажиров. Но инженеры Фрейдзон и Грабовский сделали все от них зависящее, чтобы увеличить «пропускную способность» вокзала до 300 пассажиров.
Было решено для примера использовать вокзал в Иркутске – с башней и шпилем.
По свидетельству строителей моста, он был сдан в эксплуатацию не в 1960, а в 1962 году.
1969 год | Куратов П. А. Сыктывкар : путеводитель по городу / П. А. Куратов - Сыктывкар : Коми книжное издательство, 1969. – 40 с. |
Источники:
Сугоров Александр Борисович. История хранит имена / Сугоров Александр Борисович, Панева Надежда Зосимовна, Сандригайло Людмила Зосимовна. - Сыктывкар : [б. и.], 2016 ( Коми республиканская типография ). – С. 69-72.
Кичигин В. Шпиль над «железкой» // Панорама столицы. – 2002. – 29 авг. - № 35.
Панев Зосима Васильевич. Вехи в пути / З. В. Панев. - Сыктывкар : Коми книжное изд-во, 2000. - 591 с., [16] л. ил. с. : ил. - 5-7555-0670-1. С. 130-135.