г. Сыктывкар

ул. Советская, 13

8 (8212) 255-422

leninka@nbrkomi.ru

Пн. - пт. с 10.00 до 20.00

Суббота - выходной

Воскресенье с 10.00 до 17.00

Последняя среда месяца - санитарный день

НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Умная библиотека для общества знаний

Меню
28 июня 2018

28 июня 1787 года началось строительство Северо-Екатерининского канала, который должен был соединить реки Вычегду и Каму

Реки в России долгое время оставались одним из основных путей сообщения. Но одно дело – плавать по большой реке и ее притокам, другое – попасть из бассейна одной реки в бассейн другой: для этого требовалось построить между ними канал.

В 1771 году Екатерина II распорядилась изучить возможность строительства канала между этими бассейнами. Но только в 1785 году был подготовлен проект проходившего по территории Коми края (точнее, современного Усть-Куломского района) Северо-Екатерининского канала, который должен был соединить реку Северную Кельтму, приток Вычегды, впадающий в Северную Двину, с рекой Джурич – притоком Южной Кельтмы, впадающей в Каму.

Уникальный канал должен был обеспечить поставку продукции с уральских заводов для российского флота, северного строительного леса – для юга страны, способствовать развитию торговли хлебом, солью, пушниной, чаем, рыбой, жиром внутри страны и с зарубежными государствами.

28 июня 1787 года началось строительство. Работы велись силами коми крестьян. Возникло и поселение – деревня Канава.

Канал длиной 18 км из-за войн и других причин строили с перерывами почти 35 лет вместо 5 запланированных. Его ширина была 6 м, по поверхности - 15, глубина – 2. На нем имелись 3 шлюза.

Канал выкопали в 1812 году. Его надо было обустраивать, но опять помешала война – с Наполеоном. Тем не менее, судоходство все же открылось. В первую навигацию 1822 года по нему прошли сорок восемь судов, а всего до 1847 года – более шестидесяти.

 

; Фото: Рисунок Маргариты Беллон из книги "Популярная история Республики Коми", Сыктывкар, 2016
Рисунок Маргариты Беллон из книги "Популярная история Республики Коми", Сыктывкар, 2016

Однако канал оказался неудобным для судоходства и дорогим для поддержания в рабочем состоянии. В 1837 году прекратили выделять деньги на его ремонт, и уже через год он стал пригодным для прохода больших судов. Им еще пользовались купцы, торговцы, крестьяне, доставляя муку, соль, мануфактуру, продукты питания.

И все-таки канал стал образцом гидротехнического искусства, представляющим смелое для конца XVIII – начала XIX века инженерно-техническое решение, воплощенное в жизнь колоссальным трудом тысяч людей.

Ныне его остатки, сохранившиеся в лесной просеке на границе Усть-Куломского района Республики Коми и Чердынского района Пермского края, привлекают туристов.

Источник:

Жеребцов, Л., Мельникова,  Н. Популярная история Республики Коми. – Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2016. – С. 60.

28 ИЮНЯ 1787 ГОДА НАЧАЛОСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО СЕВЕРО-ЕКАТЕРИНИНСКОГО КАНАЛА, КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН БЫЛ СОЕДИНИТЬ РЕКИ ВЫЧЕГДУ И КАМУ
Источник:
  • Кто виноват в трагедии 22 июня?
    Кто виноват в трагедии 22 июня?
    Корнилов Б. А.
  • К 125-летию со дня рождения
    К 125-летию со дня рождения
    Леонид Каннегисер
  • Битва за Крым, 1941-1944 гг.
    Битва за Крым, 1941-1944 гг.
    История
  • Антропоцен: философия биотехнологии
    Антропоцен: философия биотехнологии
    Чешко В. Ф.
    Монография
  • Екатерининские медали на сюжеты из русской истории
    Екатерининские медали на сюжеты из русской истории
    Каталог
  • Труды
    Труды
    Петр Могила
    История
  • Облачный кабинет
    Облачный кабинет
    Алимов И. А.
    История
  • Соловецкие сказы
    Соловецкие сказы
    Ширяев Б. Н.
    Проза
< >
Яндекс.Метрика