16 августа 2020
16 августа 1932 года – начало существования автоинспекции в Коми автономной области
Один из первых грузовиков в Сыктывкаре. За рулем шофер Лыткин |
До середины 1932 года за состоянием автопарка республики следили сотрудники Коми областной милиции, наряду с выполнением своих прямых обязанностей.
Автоинспекция в Коми автономной области начала существовать с 16 августа 1932 года, когда на должность автоинспектора Цудортранса был назначен Сергей Арсентьевич Красний. Но только 21 марта 1936 года в аппарате милиции Коми области ввели должность государственного автомобильного инспектора.
3 июля 1936 года постановлением Правительства было утверждено «Положение о Государственной автомобильной инспекции». Задачами новой службы стали борьба с авариями на дорогах, контроль за подготовкой водителей, разработка технических норм эксплуатации и качественный и количественный учет автотранспорта.
До 1937 года на всю республику был один автоинспектор, а с 1937 года, когда в Управлении милиции НКВД Коми АССР было создано отделение ГАИ, - три автоинспектора и секретарь.
До сентября 1941 года техосмотр автомобилей по всей территории республики, в том числе и в лагерях ГУЛАГа, проводился силами госавтоинспекторов НКВД Коми АССР, выезжавших из г. Сыктывкара в командировки. Автоинспекторы не закреплялись за определенными организациями.
10 сентября 1941 года «в целях обеспечения технического надзора и контроля над автотранспортом для скорейшего его восстановления до полной мобилизационной готовности и для создания оперативности госинспекторов в периоды техосмотров» были организованы четыре межрайонных госавтоинспекторских участка:
- Железнодорожный – «с обслуживанием Севжелдорстроя, Устьвымлага, Железнодорожного, Усть-Вымского и Удорского районов».
- Ухтинский – «с обслуживанием Ухтоижемлага, Ухтинского и Ижемского районов».
- Сысольский – «с обслуживание Сысольского, Прилузского и Летского районов».
- Сторожевский – «с обслуживанием Корткеросского, Сторожевского, Усть-Куломского и Троицко-Печорского районов».
Пересечение улиц Советской и Коммунистической. Сыктывкар 1930-е годы |
3 октября 1941 года был создан Печорский межрайонный госавтоинспекторский участок для «лучшего контроля за автотранспортом Печорского лагеря НКВД и районов Крайнего Севера (Усть-Усинского и Кожвинского), организации и проведения в установленные сроки технического осмотра парка».
Лесозаготовка. 1950-е годы |
31 января 1947 года был издан приказ министра внутренних дел Коми АССР полковника милиции В. Г. Зезегова «Об организации Госавтоинспекторских участков и закреплении районов за госавтоинспекторами по обслуживанию автопарков».
Этим приказом были организованы Сыктывкарский городской госавтоинспекторский участок при Кожвинском райотделе МВД.
Водительское удостоверение 1960-х годов |
В годы Великой Отечественной войны все усилия Государственной автомобильной инспекции были направлены на проведение мобилизации автомобильного транспорта, тракторов, мотоциклов для нужд Красной Армии.
Инспекторы ГАИ осматривали и проверяли техническое состояние автомобилей, подлежащих направлению в действующую армию.
Улица Советская. Город Сыктывкар. 1940-е годы |
Источник:
«На страже дорог...» : история ГАИ - ГИБДД Республики Коми : [альбом / редакторы: Перловас А. Л., Моисеев А. Н. ; автор текста: Полякова М. Н.]. - Сыктывкар : [б. и.], 2020. - 53, [3] с. : ил., цв. ил., фот., портр. - 978-5-7934-0900-1. - На обложке заглавие: История ГАИ в Республике Коми.