23 апреля 2019
23 апреля 1921 года в Усть-Сысольском уезде введена всеобщая трудовая и гужевая повинность
В 1922 гужевых дорог в Коми области имелось 2933 км, из коих 2268 км — дороги местного значения. На дорогах было 2500 деревянных мостов и труб протяженностью 12,7 км. Свой срок все они с лихвой уже отслужили и требовали коренной перестройки.
Словом, состояние дорог в крае на тот период было плачевным, что отрицательно отражалось на всем хозяйстве и жизни населения области. Дороги по болотистым местам приходилось ремонтировать с помощью жердей, хвороста. Такой ремонт одной версты (1,06 км) обходился в 2990 руб. Весь набор технического оснащения у строителей дорог состоял из топора, пилы, лошади, крестьянских саней или телеги да мозолистых людских рук.
В 1922 и 1923 годах на содержание дороги Мураши — Усть-Сысольск — Половники — Ухта (651км) испрашивалось 111559 руб. 36 коп. в золоте. Получила же дорожно-транспортная контора (Утрамот, образован в 1919 году) лишь 619 руб. 30 коп. А чтобы дороги окончательно не пришли в негодность, их приходилось содержать на средства местного бюджета. В 1923 году на эти цели истратили 70 тыс. руб.
В 1921 Утрамот преобразовали в областной Комиссариат местного транспорта. В нем имелись отделы гражданского строительства и автомобильного хозяйства. В январе следующего года было образовано Областное Управление местного транспорта, а 13 ноября 1922 года — Дорожно-транспортная контора при облисполкоме.
В шести существующих в то время уездах (Ижемском, Прилузском, Удорском, Устьвымском, Устькуломском, Усть- Сысольском) организованы райотделы местного транспорта (в штатах имелось по 1 человеку).
Усть-Сысольск | "Старые фото Сыктывкара" http://nailizakon.com/fotogalereya/city18_s/syktyvkar/syktyvkar.html |
23 апреля 1921 была введена всеобщая трудовая и гужевая повинность приказом Чрезвычайного Усть-Сысольского уездного комитета. К ней привлекали мужчин с 18 до 50 лет и женщин с 19 до 40 лет.
Предусматривалась выдача пайка на человека; фунт хлеба, 1/4 фунта горячей приварки. Так, для оплаты дорожным рабочим в 1922 г. выдали 1801 пуд ржи. Этот паек был положен: чернорабочим-женщинам — от 6 до 10 фунтов ржи, или 15—25 копеек; плотникам-пильщикам и дорожным специалистам — от 10 до 20 фунтов, или 25—50 копеек.
Чтобы привлечь население, в Удорском районе, например, ввели материальную заинтересованность. Рабочим выдавались натуральные премии — по пуду соли на человека и по 8 фунтов чугуна в изделиях (68 пудов).
В истории дорожного строительства переломным стал 1924/25 хозяйственный год. Тогда впервые была составлена четкая программа работ по каждому уезду и в целом по области, выработана стратегически важная народнохозяйственная задача — приведение в проезжее состояние существующих дорог (их на тот период в области имелось 2933 км, в том числе 664 км государственного значения). Были определены первоочередные основные объекты:
— ремонт трактов Усть-Сысольск — Устькулом —Троицко-Печорск, Устьвым — Яренск — Ленский;
— строительство тракта Турья — Глотово — Кослан и дорог, связывающих центр области с ее окраинами (Ижмой, Удорой, Печорским бассейном). На ремонт и содержание дорог выделялось 105774 руб. 73 коп., а на следующий хозяйственный год — 181 тыс. руб.
В 1926 г. был организован 5-й дорожный участок с временным местопребыванием на железнодорожной станции Мураши. Он вел ремонт дороги на участке Летка — Мураши.
Источники:
Историческая хроника. Республика Коми с древнейших времен / И. Л. Жеребцов, М. В. Таскаев, М. Б. Рогачев, Б. Р. Колегов. - Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 2002. – С. 107.
Статья «Дороги и перевозки грузов в Коми в 1920-е годы» на сайте «Природа и история Коми» www.tomovl.ru/transportation/dorogi_1920.html