г. Сыктывкар

ул. Орджоникидзе, 10

ул. Катаева, 41

8 (8212) 255-422

leninka@nbrkomi.ru

Пн - Пт: с 10.00 до 19.00

Сб: выходной

Вс: с 10.00 до 17.00

Последняя среда месяца - санитарный день

санитарный день

Национальная библиотека Республики Коми
Умная библиотека для общества знаний
Меню
28 октября 2018

28 октября 1937 года началось строительство Северо-Печорской железнодорожной магистрали на участке Коноша – Воркута

Строительство Северной железной дороги. 1940-е годы; Фото: Фотография из архива Интинского краеведческого музея http://ikm-inta.ru/index.php/392-stroitelstvo-severnoj-zheleznoj-dorogi
Строительство Северной железной дороги. 1940-е годыФотография из архива Интинского краеведческого музея http://ikm-inta.ru/index.php/392-stroitelstvo-severnoj-zheleznoj-dorogi

В этот день Совет Народных Комиссаров принял решение о строительстве магистрали с вводом ее в эксплуатацию в 1945 году.

Строительство железной дороги предусматривалось через населенные пункты Коноша, Вельск, Котлас, Княжпогост, Ухта, Кожва, Абезь и Воркута.

Этот день стал началом масштабного строительства Северо-Печорской железнодорожной магистрали, в ходе которого были построены железнодорожный мост через реку Печору, железнодорожная станция Печора и одно из градообразующих предприятий нашего города - Печорское паровозное депо.

Первые дома строителей Печорской железной дороги. 1941 год. Из коллекции Терентьева П.И. ; Фото: Фотография из архива Интинского краеведческого музея https://vk.com/wall-69090580_1769?z=photo-69090580_425480405%2Fwall-69090580_1769
Первые дома строителей Печорской железной дороги. 1941 год. Из коллекции Терентьева П.И. Фотография из архива Интинского краеведческого музея https://vk.com/wall-69090580_1769?z=photo-69090580_425480405%2Fwall-69090580_1769

Трудовые ресурсы для будущей стройки был призван обеспечить ГУЛАГ.

Сотни тысяч «врагов народа» были отправлены «на перековку» в тайгу и тундру, чтобы ценой своих жизней построить здесь города будущего и поднять промышленность Страны Советов на невиданную высоту.

Управление лагерем располагалось в поселке Абезь Кожвинского района Коми АССР (ныне Интинский район Республики Коми), а с 15 апреля 1950 года – на станции Печора Северной железной дороги. Приказом НКВД СССР определялась основная задача лагеря – строительство железной дороги от станции Кожва до Воркуты протяженностью 465 км.

Эта задача была решена лагерем 28 декабря 1941 года. В этот день первые вагон и две платформы с воркутинским углём прибыли на станцию Воркута из Кожвы.

Здание, где раньше находилось управление печорской железной дороги, г. Котлас; Фото: Фото с сайта "Википедия" https://ru.wikipedia.org
Здание, где раньше находилось управление печорской железной дороги, г. КотласФото с сайта "Википедия" https://ru.wikipedia.org

До 1950 года в депо эксплуатировались маломощные серии паровозов (О, Щ, Э). В 1952 году вступило в эксплуатацию новое здание депо. Стали эксплуатироваться более мощные паровозы серии «Л» с механической подачей угля в топку.

С 1966 года была произведена полная замена техники на современные тепловозы серии 2ТЭ10Л.

С 1971 года локомотивное депо утверждено базовым предприятием МПС по испытанию тепловозов в северных климатических условиях, с 1985 года — по внедрению новой техники на железнодорожном транспорте, в настоящее время — по переоборудованию действующих магистральных тепловозов. С 2010 года локомотивное депо «Печора» переименовано в «Печора-Северная».

Источники:

Жеребцов, Л., Мельникова,  Н. Популярная история Республики Коми. – Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2016. – С. 85.

Пыстин Михаил Степанович. Печорский меридиан / Пыстин Михаил Степанович. - Сыктывкар : Коми кн.изд-во, 1989. – С. 142.

Пыстин Михаил Степанович. Северная магистраль : [Упр. "Печорстрой" - 50 лет] / М. С. Пыстин. - Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 1990. – С. 9.

Уголь. – 1982. - № 12. – С. 16.

Красное знамя. - 1987. – 9 окт.

Пыстин Михаил Степанович. Печора / Пыстин Михаил Степанович. - Сыктывкар : Коми кн.изд-во, 1974. – С. 23.

История Коми АССР. – Сыктывкар, 1979. – С. 237.

Югыд туй. – 1981. – 20 авг.

Ухта. – 1987. – 21 янв.

28 октября 1937 года началось строительство Северо-Печорской железнодорожной магистрали на участке Коноша – Воркута
Источники:
  • Говорит и показывает искусство
    Говорит и показывает искусство
    Арнольд Д.
    Научно-популярная литература
  • Поём о войне и Победе. Старший школьный хор, Выпуск 2
    Поём о войне и Победе. Старший школьный хор, Выпуск 2
    Ноты
  • Поём о войне и Победе. Младший школьный хор, Выпуск 1
    Поём о войне и Победе. Младший школьный хор, Выпуск 1
    Ноты
  • Всем поколениям петь
    Всем поколениям петь
    Чистов Михаил Александрович (1930-2013)
    Ноты
  • Поклонимся великим тем годам!
    Поклонимся великим тем годам!
    Капитанова Н.
    Ноты
  • Запах жизни
    Запах жизни
    Рулёв Сергей
    Научно-популярная литература
  • Песни фронтовых дорог (1941). Обработки произведений разных авторов для голоса, скрипки и виолончели
    Песни фронтовых дорог (1941). Обработки произведений разных авторов для голоса, скрипки и виолончели
    Шостакович Дмитрий Дмитриевич
    Ноты
  • Военные песни
    Военные песни
    Пузикова Любовь
    Ноты
< >
Яндекс.Метрика