12 сентября 2022
Республика Коми. Родовой знак – колокол памяти
В рамках проекта «Живое наследие финно-угорских регионов» продолжаем изучать прошлое Республики Коми в настоящем.
Еще один объект нематериального культурного наследия – пасы – родовые знаки коми.
В старину говорили: родовой знак - колокол памяти. Как нам кажется, это абсолютно верное утверждение.
Пасы – система графических знаков преимущественно геометрической формы, содержащая информацию о происхождении и родственных связях конкретного человека. Пас-основа передавался от отца к младшему сыну в неизменном виде, а к старшим сыновьям - трансформируясь с помощью добавления новых деталей или изменения его расположения.
Знаковая основа усложнялась от поколения к поколению добавлением к имеющимся наклонных, параллельных, перпендикулярны черточек, зигзагов, овалов, точек и т.д. Детали наносились с помощью зарубок, нарезок топором и ножом и или начертания углем, дегтем, красками.
Впервые описание 50 родовых пасов коми-зырян было сделано в 1885 году Е. Соловьевым, собравшим архивный материал по знакам собственности народов мира.
В XIX-XX вв. лингвисты, этнографы, краеведы зафиксировали большое количество образцов, бытовавших в коми среде, проследили способы трансформации пасов-основ на протяжении нескольких поколений, поставили вопросы о происхождении пасов и их значении в повседневной жизни, ритуальной практике, влиянии на формирование орнамента и древнекоми письменности.
В результате археологических исследований в середине ХХ в. были обнаружены предметы с пасами на памятниках, принадлежащих Перми Вычегодской – непосредственным предкам коми-зырян.
Проблема происхождения пасов до настоящего времени является дискуссионной. По мнению этнографа Л.Грибовой, первоначально графические знаки использовались как магические обереги. А лишь затем или одновременно – в качестве знака родовой принадлежности, знака собственности, подписи. Происхождение геометрических форм пасов объясняется с одной стороны утилитарно-производственными причинамиН нанесение их на деревянные, глиняные поверхности ножом или топором. С другой стороны связывается с предположительной ролью в качестве образца для пасов отпечатков рыболовной сети, с древности, использующейся на обширной территории Евразии как магический оберег. Ряд исследователей считает, что пасы послужили основой для формирования традиционного коми орнамента, а также древнепермской письменности.
На протяжении веков коми-зырянами пас использовался в традиционном быту как знак собственности и в магической практике как оберег. Пас ставили в качестве подписи на различные документы, наносили с помощью зарубок, нарезок или начертания углем, дегтем на объекты личной и семейной собственности (сельскохозяйственный и промысловый инвентарь, утварь, границы угодий, домашний скот и т.д.), на намогильные памятники.
С распространением грамотности пасы были вытеснены инициалами и личными подписями, но в повседневном быту используются и до настоящего времени.
С конца ХХ в. намечается тенденция создания индивидуальных пасов на традиционной основе представителями национальной и творческой интеллигенции. В качестве авторской подписи ставятся на произведения искусства.
Особую ценность родовые знаки имеют для этнического самосознания коми, поскольку в этой системе сохраняется память о многих поколениях предков, воссоздается генеалогия семей. В теоретическом плане пасы представляют материал для реконструкции древнего мировоззрения, этногенеза коми-зырян, решения отдельных проблем формирования декоративно-прикладного искусства коми.
Источники:
http://cntipk.ru/objects/rodovye-znaki-komi-pasy/
Грибова Любовь Степановна. Декоративно-прикладное искусство народов Коми / Л. С. Грибова ; АН СССР, Коми фил., Ин-т яз., лит. и истории. - Москва : Наука, 1980. - 239 с.
Коми войтырлöн ордым = Тропою коми народа : научно-методическое пособие / Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми, Государственное автономное учреждение Республики Коми "Центр народного творчества и повышения квалификации" ; [ред. О. А. Гросу, И. В. Курляк]. - Сыктывкар : [б. и.], 2018. - 146 с.
Объекты нематериального культурного наследия Республики Коми : в 3 томах. Т. 2. Народное декоративно-прикладное искусство, промыслы, ремесла, народное знание / авторы текста: А. А. Смилингис, В. Э. Шарапов, Е. Г. Вострых [и др.] ; редактор: Д. И. Шомысов ; ответственный за выпуск: Л. В. Баева / Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми, Государственное автономное учреждение Республики Коми "Центр народного творчества и повышения квалификации". - Сыктывкар : ГАУ РК "ЦНТ и ПК", 2021. - 240 с.
Родовой знак - колокол памяти : каталог / Муниципальное межпоселенческое учреждение культуры "Нац. музей Удорского р-на" ; [авт. проекта и сост. Н. М. Багаева]. - Сыктывкар : Кола, 2012. - 69, [2] с. : ил.
Смилингис, Анатолий Антонович. Размещение родовых знаков - пас на территории Корткеросского района / Смилингис А. А., Королева Л. Н. // Известия Общества изучения Коми края : [научно-популярный краеведческий журнал] / [ред. И. Л. Жеребцов, М. И. Бурлыкина и др.] ; О-во изучения Коми края, Ин-т языка, лит. и истории Коми НЦ УрО РАН, М-во национальной политики Республики Коми. - Сыктывкар : [б. и.], 2016. - № 15. - С. 118-122.