г. Сыктывкар

ул. Советская, 13

8 (8212) 255-422

leninka@nbrkomi.ru

Пн. - пт. с 10.00 до 20.00

Суббота - выходной

Воскресенье с 10.00 до 17.00

Последняя среда месяца - санитарный день

НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Умная библиотека для общества знаний

Меню
06 июля 2022

Республика Коми. Народная медицина

Коми-зыряне часто говорили: «Мортлöн меддонатор – дзоньвидзалун! Самое ценное для человека – здоровье». Народно-медицинские знания и практики коми включают в себя представления о здоровом образе жизни (традиционные рацион питания, режим труда и отдыха, санитария и гигиена); традиционные способы и методы лечения: средства растительного, животного и минерального происхождения, баня, физиотерапия; навыки и обрядность, связанные с рождением и охраной здоровья ребенка; обряды лечебно-магической направленности. Представления о здоровом образе жизни являются неотъемлемой частью народной культуры.

Этнографические особенности народной медицины коми складывались во взаимодействии со всей системой природно-экологических и социально-экономических факторов. В народной фармакопее широко представлены актуальные в условиях севера и промыслового быта средства для лечения простудных, травматических, желудочных заболеваний, а также общеукрепляющие и профилактические средства, большинство из которых готовилось из дикорастущих растений, тканей и органов диких животных, природных минералов.

Сведения о лечебных средствах и приемах, гигиенических навыках и правилах, закрепленные в народных названиях растений, пословицах и поговорках, обычаях и обрядах передавались из поколения в поколение преимущественно путем непосредственной передачи. Всему населению, и в большей степени пожилым женщинам, вырастившим много детей, охотникам, лучше знавшим природу и вынужденным зачастую лечиться вдали от дома, были хорошо известны разнообразные лечебные средства растительного, животного и минерального происхождения, а также элементарные навыки профилактики и лечения заболеваний, приемы ухода за заболевшими. Основными хранителями медицинской информации являлись народные врачеватели — признанные, с точки зрения народа, специалисты в области лечения заболеваний, опиравшиеся в своей практике на знания и навыки, полученные в процессе обучения и приобретенные личным опытом. Практикующих народных врачевателей условно можно разделить на две группы. Первая — это костоправы, повитухи, травницы, занимавшиеся преимущественно оказанием конкретной медицинской помощи, и вторая — это знахари, колдуны, в практике которых существенное место занимали религиозно-магические обряды. Особый интерес представляют правила передачи специальных знаний: с обучаемого обычно брали три обещания. Он должен был передать все полученные знания только младшему по возрасту (передавший знания своему ровеснику или более старому человеку считался утратившим свою силу); не делать из своих способностей предмет для хвастовства; испытать свое умение прежде всего на ком-либо из родных. Традиция запрещала превращать полученные знания в источник больших доходов, иначе, считалось, профессиональному искусству врачевателя будет нанесен непоправимый ущерб.

Одним из главных принципов народной медицины являлся принцип индивидуального подхода к больному человеку. Он проявлялся и в требованиях, предъявляемых к личности и практике врачевателя, и в правилах приготовления лекарственных средств, и в рекомендациях по уходу за больным. Наличие постоянной связи между врачевателем и больным было обязательным условием процесса лечения. Характерно для традиционной медицинской практики неразрывное сочетание рациональных и символических средств лечения, связанных как с богатейшим эмпирическим опытом, так и с синкретическим мировоззрением, включавшим разностадиальные верования и представления о сверхъестественном. Многие осмыслявшиеся с позиции мифологического мышления методы лечения, обычаи и обряды закрепляли эмпирический опыт, а также оказывали положительное психотерапевтическое воздействие.

В настоящее время фиксируется лишь часть знаний, оставшихся нам от предыдущих поколений. В то же время этнографические исследования показали, что во многих населенных пунктах по-прежнему практикуют народные врачеватели, население не только осведомлено, но и применяет средства эмпирической медицины. Более того, несмотря на определяющую роль государственной системы здравоохранения, в последнее десятилетие в силу различных причин социально-экономического, медицинского, этического планов резко возрос интерес к традиционным способам лечения и практике народных врачевателей, и народная медицина нередко рассматривается населением как альтернатива научной.

Так, баня (пывсян) очень высоко ценилась у коми как средство для поддержания чистоты тела, снятия усталости после тяжелого физического труда, закаливания и укрепления организма. Ходили в баню не реже одного раза, а обычно 2-3 раза в неделю. Первыми мылись мужчины, затем женщины с детьми. Основу мытья в бане составляло парение березовыми вениками. Пар получали, плеская воду или квас на каменку. В качестве мыла использовали настой древесной золы (щёлок). Использовались мочалки из грубого конопляного волокна (пеньки), специальные деревянные скребки. Кроме того, баня широко применялась в народной медицине для лечения простудных, кожных, травматических заболеваний. Целебное действие тепла, воды, массажа веником подкреплялось применением компрессов, ванн, растираний, ингаляций из отваров трав и других средств.

Баня входила в число основных хозяйственных построек у коми. Она представляла собой сруб из хвойных пород высотой 2 м, длиной и шириной сторон 3-4 м с односкатной крышей. Иногда имелся предбанник в виде прируба или загородки из жердей и досок. Чаще предбанника не было, раздевались на улице или внутри основного помещения. Отапливалась баня по-черному — печами-каменками, сложенными сбоку от входа из крупных плоских камней и мелких булыжников. Дым во время растопки выходил в открытую дверь и дымоволок, прорубленный в стене под потолком. Свет проникал сквозь 1-2 небольших оконца. Для подогрева воды в каменке укрепляли чугун.

Особое место баня занимала в ритуальной практике, являясь местом проведения родильных, свадебных и лечебно-магических обрядов.

Растения Пармы также активно использовались зырянами для поддержания здоровья. Тысячелистник как противовоспалительное и ранозаживляющее средство, отвар укропа для борьбы с желудочными болями, корень одуванчика как общеукрепляющий эликсир – у каждой травницы были заботливо засушены множество растений, с помощью которых снимались хвори односельчан.

Источники:

http://cntipk.ru/objects/narodnaya-mediczina-komi/

Дикорастущие полезные растения Коми АССР / под ред. А. А. Кичигина. - Сыктывкар : Коми книжное изд-во, 1966. - 191, [1] с.

Ильина И.В. Народная медицина коми. Сыктывкар, 1997.

Ильина И.В. Традиционная медицинская культура народов Европейского Северо-Востока. Сыктывкар, 2008.

Липин Петр Васильевич. Лекарственные растения Севера : Использование в народной медицине и быту / Липин Петр Васильевич, Нагаев Виктор Васильевич. - Сыктывкар, 1993. – 107 с.

Муравьева, Светлана. Одуванчик. Вестник тепла / Светлана Муравьева // Регион. - 2017. - № 5. - С. 42

Фотографии - http://cntipk.ru/objects/narodnaya-mediczina-komi/

1/3
    • Жить надо достойно: Олег Куваев
      Жить надо достойно: Олег Куваев
      Огрызко В. В.
      Биобиблиографический указатель
    • Гербы стран Мира
      Гербы стран Мира
      Черепенчук В. С.
      Энциклопедия
    • Флаги мира
      Флаги мира
      Черепенчук В. С.
      Энциклопедия
    • 1000 самых известных монет мира
      1000 самых известных монет мира
      Ларин-Подольский И.А.
      Энциклопедия
    • Цитаты из русской литературы
      Цитаты из русской литературы
      Душенко К.В.
      Справочник
    • Коактивный коучинг
      Коактивный коучинг
      Практическое пособие
    • Криптвоюматика 2.0
      Криптвоюматика 2.0
      Марков А.
      Научно-популярная литература
    • Жлобология 1.7: откуда берутся деньги и почему не у меня
      Жлобология 1.7: откуда берутся деньги и почему не у меня
      Марков А. В.
      Научно-популярная литература
    < >
    Яндекс.Метрика