г. Сыктывкар

ул. Советская, 13

8 (8212) 255-422

leninka@nbrkomi.ru

Пн. - пт. с 10.00 до 20.00

Суббота - выходной

Воскресенье с 10.00 до 17.00

Последняя среда месяца - санитарный день

НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Умная библиотека для общества знаний

Меню
05 февраля 2022

Кукла «акань» - первая игрушка зырянских детей

У коми народа была широко распространена традиция изготовления из ткани, дерева, кости, соломы и бумаги антропоморфных детских игрушек – акань, фигурок девочек, мальчиков, женщин и мужчин. По мнению учёных В.И. Лыткина и Е.С. Гуляева, первоначальное значение слова акань – «маленькая игрушечная сестренка, женщина».

Главное содержание игры в куклы – воспроизведение в игре реального семейного быта. У каждой девочки количество тряпичных кукол в игрушечной семье, как правило, соответствовало количеству членов реальной семьи ребенка. Но при этом, куклам никогда не давали собственные имена членов семьи, что было обусловлено стремлением  обезопасить живых людей от сглаза и порчи.

Акань шилась только из лоскутов новой ткани. Лицо у кукол обозначалось белым либо светлым фоном или разноцветными полосками ткани. Доминирующим элементом самодельных кукол является их костюм, в котором отчётливо видны локальные традиции в оформлении одежды. Для шитья костюма ижемские коми использовали лоскутки атласа, парчи, льна. На голову надевали сначала маленький платок и завязывали назад, а поверх него – большой платок «баба юр кöрталöм», передник выполнялся из кусочков ткани и ленточки. Прилузские коми при шитье кукольного наряда использовали домотканный материал. У сысольских коми в технологии изготовления набивной куклы есть одна особенность: мягкая кукла имела деревянные детали.

По технике изготовления куклы бывают сшитыми и несшитыми, первые более тщательно выполнены. Основу ижемских несшитых кукол составляет прямая деревянная болванка, ноги и руки отсутствуют, голова обозначена обтянутой тканью.

У северных коми в семьях оленеводов девочки бережно хранили своих кукол в специальных меховых сумках (падко), у южных коми в берестяных или лубяных узорчатых коробках (акань олансъяö видзны) вместе с принадлежностями для шитья, пуговицами и различными отрезами ткани, из которых шили кукольный гардероб. Впоследствии, повзрослев, девушка могла передать свое кукольное хозяйство младшей сестре или дочери.  У ижемских и печорских коми родители-охотники нередко изготовляли кукол из утиного клюва (чöж-акань).

Как правило, черты лица у традиционных кукол не детализировались, лишь в 20-30-е годы XX век, когда в среде сельских детей на Ижме и Печоре стали популярны куклы-скрутки из бумаги, на игрушечных лицах дети прорисовывали сажей или карандашом глаза, нос, рот.

В сказочном фольклоре коми ожившая кукла нередко  выступала в роли покровителя и помощника героини, оставшейся без матери.

Источники: Шарапов, В.Э. Традиционные куклы в поверьях коми / В.Э. Шарапов // Атлас Республики Коми. Москва, 2001.

Пьянкова, Т.А.  Народная игрушка коми (зырян) Т.А. Пьянкова // Мир детства в культуре коми. Сыктывкар, 2013.

Кукла-скрутка ижемских коми-зырян
Кукла-скрутка ижемских коми-зырян
    • Коактивный коучинг
      Коактивный коучинг
      Практическое пособие
    • Криптвоюматика 2.0
      Криптвоюматика 2.0
      Марков А.
      Научно-популярная литература
    • Жлобология 1.7: откуда берутся деньги и почему не у меня
      Жлобология 1.7: откуда берутся деньги и почему не у меня
      Марков А. В.
      Научно-популярная литература
    • Радикальная прямота
      Радикальная прямота
      Скотт К.
      Научно-популярная литература
    • Думай в других форматах
      Думай в других форматах
      Брабандер Л. де
      Научно-популярная литература
    • Офигенно!
      Офигенно!
      Коробкина А.
      Научно-популярная литература
    • Психология инвестирования
      Психология инвестирования
      Ричардс К.
      Научно-популярная литература
    • Ты стоишь больше
      Ты стоишь больше
      Тамазова Е. Г.
      Научно-популярная литература
    < >
    Яндекс.Метрика