5 ноября 1920 года в Усть-Сысольске была открыта первая электростанция
Первая электростанция у реки Сысолы | Из книги: Сыктывкар в прошлом и настоящем : исторические очерки. - Сыктывкар, 2020. - 663 с. |
Первое предложение о строительстве в Усть-Сысольске электростанции было подано в уездный исполком и уком партии еще в 1919 году, тогда же было приобретено необходимое оборудование. Но город заняли белые, а оборудование разворовано жителями.
Снова к идее строительства в Усть-Сысольске электростанции вернулись в 1920 году. 1 ноября 1920 года строительство завершилось. Электростанция размещалась в деревянном здании в Подгорье близ начала улицы Коммунистической. 5 ноября городская электростанция была торжественно открыта. 6 ноября об этом знаменательном событии сообщила газета «Правда».
Именно после этого в городе появилось электрическое освещение центральных улиц и зажглись «лампочки Ильича» в домах и учреждениях. Но электроэнергии хватало на освещение «8 улиц города, совучреждений и граждан. Всего 875 лампочек». Электричество подавалось с 6 утра и с 22 часов вечера с перебоями.
24 октября 1921 года на Усть-Сысольской электростанции ввели в действие вторую паровую машину, в январе 1922 года установили вторую динамо-машину и второй паровой котел, мощность возросла с 25 до 40 кВт. С сентября 1923 года на электростанции заработала новая динамо-машина.
В 1922 году в Усть-Сысольске была национализирована паровая мельница, располагавшаяся в Заречье. Она была перевезена на другой берег реки Сысолы и установлена в местечке Париж. В 1923 году на ней была установлена динамо-машина, и она стала подавать ток жителям Нижнего конца (район современной улицы Свободы, начала улиц Кирова и Ленина). В декабре 1925 года паровая мельница была остановлена и законсервирована. В марте 1926 года была реконструирована электростанция в Усть-Сысольской профтехшколе.
25 сентября 1926 года из-за износа оборудования и неудачного месторасположения (на берегу, «сползающем» в реку) первая Усть-Сысольская электростанция была закрыта. Коми облисполком констатировал, что паровая машина «от долгого употребления пришла почти в негодное состояние, ее цилиндр имел трещину, остальные детали изношены на 60 процентов. Паровой котел тоже изношен».
Источник:
Сыктывкар в прошлом и настоящем : исторические очерки / авторский коллектив: Жеребцов И. Л. (руководитель), Азаров О. И., Колегов Б. Р. [и др.]. - Сыктывкар : [б. и.], 2020. - 663 с.