150 лет со дня рождения русского писателя Максима Горького (1868–1936)
Максим Горький – русский советский писатель, публицист, драматург и общественный деятель, родоначальник социалистического реализма.
Пять раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе: в 1918, 1923, два раза в 1928, 1933 гг.
Горький был самым издаваемым в СССР советским писателем.
С 1932 по 1990 г. имя Горького носил его родной город Нижний Новгород.
Родился писатель 16 марта 1868 г. в городе Нижний Новгород, в небогатой семье столяра.
Настоящее его имя – Алексей Максимович Пешков, а Максим Горький – псевдоним, который он придумал для себя сам. Как утверждали старые нижегородцы, он был взят в память об отце – Максиме Саввантеевиче, который умер, когда Алексею было 3 года. Причиной его смерти стала холера, которой он заразился от сына. Мать Алексея – Варвара Васильевна, умерла от чахотки.
Рано потеряв родителей Алексей остался жить с дедушкой. Детство Алексей провел в Нижнем Новгороде в доме деда. С 11 лет будущий русский писатель был вынужден зарабатывать сам.
Горький подростком. | Фотография Б. Н. |
В 1884 г. Алексей Максимович приезжает в Казань с целью поступить в университет, но у него не получается из-за недостатка средств, поэтому он начинает самостоятельное обучение. В Казани он знакомится с марксисткой литературой и пропагандистской деятельностью.
Подробнее читайте в электронной библиотеке диссретаций:
Коновалова, С. А. Горький и Казань: к научной биографии писателя : диссертация ... Нижний Новгород, 2000. – 212 с.
Куда обращаться: Доступ к полному тексту диссертации можно получить в Отделе электронного обслуживания Национальной библиотеки (1 этаж)
С лета 1888 по октябрь 1892 г. Горький путешествует по стране, тогда же он начинает пропаганду революции, за что был под особым надзором полиции.
Летом 1882 г., прибывая в Тифлисе, Алексей Максимович Пешков общался с участником революционного движения Александром Калюжным. Слушая истории будущего писателя о странствованиях, Калюжный предложил ему записывать эти истории. Когда рассказ «Макар Чудра» был готов, Александр Калюжный с помощью знакомого журналиста сумел напечатать его в газете «Кавказ» (1892 г.). Именно с этого и началась литературная карьера М.Горького.
Прочитать рассказ «Макар Чудра» и другие художественные произведения Максима Горького можно в электронной библиотеке «Лит Рес». Подробнее.
В 1893 г. начинающий писатель опубликовал несколько рассказов в нижегородских газетах «Волгарь» и «Волжский вестник». Его литературным наставником становится Короленко.
Горький в молодости. | Фотография Арлинг-Вьолле. |
В 1894 г. Максим Горький написал романтический рассказ «Старуха Изергиль». Композиция произведения – «рассказ в рассказе». Повествование ведется от лица автора и героини рассказа старухи Изергиль. Три части подчинены общей идее: размышлению об истинной ценности человеческой жизни, ее смысле, свободе человека.
Подробнее:
Манн, Ю. В. Изучение художественных особенностей рассказа Горького «Старуха Изергиль» / Ю. В. Манн // Литература в школе. – 1956. – № 3. – С. 12–18.
Куда обращаться: Сектор периодических изданий Национальной библиотеки (2 этаж)
В 1899 г. Горький впервые появляется в Санкт-Петербурге. В этом же году первым изданием выпущен третий том «Очерков и рассказов» и вторым изданием 1-й и 2-й тома. В этом же году публикуются роман «Фома Гордеев», поэма в прозе «Песня о Соколе». Появляются первые переводы Горького на иностранных языках.
В 1900–1901 гг. Горький написал роман «Трое», оставшийся малоизвестным. Происходит личное знакомство Горького с Чеховым, Толстым.
Лев Толстой, Максим Горький и Антон Чехов. 1902 г. |
В марте 1901 г. в Нижнем Новгороде создал произведение небольшого формата, но редкого, оригинального жанра, песню в прозе, – широко известную как «Песня о Буревестнике». Участвует в марксистских рабочих кружках Нижнего Новгорода, Сормова, Санкт-Петербурга; написал прокламацию, призывающую к борьбе с самодержавием. За это арестован и выслан из Нижнего Новгорода.
Начав с романтически одухотворённых новелл, песен в прозе и рассказов, в 1901 г. Горький обратился к драматургии. Создаёт пьесы «Мещане» (1901), «На дне» (1902).
Подробнее:
Богданова, О. В. Горький и Платон (пьеса «На дне») / О. В. Богданова // Социосфера. – 2016. – № 1. – С. 24–26.
Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=25863737.
Бялик, Б. Драматургия Горького / Б. Бялик // Литература в школе. – 1951. – № 4. – С. 9–11.
Куда обращаться: Сектор периодических изданий Национальной библиотеки (2 этаж)
Завражнов, В. В. Социально-педагогический потенциал пьесы М. Горького «На дне» / В. В. Завражнов, Г. М. Зинина // Молодой ученый. – 2016. – № 1. – С. 707–709.
Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=25332132.
Моторин, С. Н. К вопросу об идейно-художественном своеобразии ранних пьес Максима Горького / С. Н. Моторин // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. – 2012. – № 3. – С. 131–138.
Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=18154610.
Нейман, Б. В. Художественные особенности пьесы А. М. Горького «На дне» / Б. В. Нейман // Литература в школе. – 1953. – № 5. – С. 18–29.
Куда обращаться: Сектор периодических изданий национальной библиотеки (2 этаж)
Сваровская, А. С. Мелодраматическая составляющая драматургии Горького 1900-х годов / А. С. Сваровская // Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог. – 2009. – № 10. – С. 22–46.
Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=25440329.
Степанова, Г. В параллельных мирах. Интертекст русской классики в пьесе М. Горького «На дне» / Г. В. Степанова // Вопросы литературы. – 2013. – № 1. – С. 419–424.
Куда обращаться: Сектор периодических изданий Национальной библиотеки (2 этаж)
Ханов, В. А. Мифопоэтическая основа образа Сатина в драме М. Горького «На дне» / В. А. Ханов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2009. – № 10. – С. 165–168.
Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=15245413.
А. М. Горький и М. Ф. Андреева на пароходе по пути в Америку. 1906. |
Весной 1906 г. из-за угрозы ареста Алексей Пешков отправляется в США. Там Горький создал сатирические памфлеты «Мои интервью», «В Америке».
Подробнее:
Науменко-Порохина, А. В. Поэтика контраста в цикле А. М. Горького «В Америке» / Науменко-Порохина // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2014. – Т. 20. – С. 3806–3810.
Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=21806579.
Успенский, И. Н. Горький об Америке / И. Н. Успенский // Литература в школе. – 1949. - № 4. – С. 11–13.
Куда обращаться: Сектор периодических изданий Национальной библиотеки (2 этаж)
В поместье супругов Мартин в горах Адирондак Горький начал пролетарский роман «Мать». По оценке Дм. Быкова – «самая навязываемая при советской власти и самая забытая сегодня книга Горького».
Подробнее:
Есаулов, И. Жертва и жертвенность в повести М. Горького «Мать» / И. Есаулов // Вопросы литературы. – 1998. – № 6. – С. 54–72.
Куда обращаться: Сектор периодических изданий Национальной библиотеки (2 этаж)
Ли, Ц. Динамика художественного образа матери в романе М. Горького «Мать» / Ц. Ли // Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты. – 2014. – № 7. – С. 28–29.
Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=22748997.
Эфендиева, А. К. Повесть М. Горького «Мать» как новый этап в поисках героя / А. К. Эфендиева // Гуманитарные науки и образование. – 2016. – № 3. – С. 131–135.
Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=26690560.
Вернувшись в сентябре на краткое время в Россию, пишет пьесу «Враги», завершает роман «Мать».
Подробнее:
Быстрова, О. В. Пьеса М. Горького «Враги»: к вопросу жанровой принадлежности / О. В. Быстрова // Вестник Костромского государственного университета. – 2017. – № 1. – С. 126–129.
Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=29308286.
В конце 1906 г. он едет в Италию и остается там до амнистии 1913 г.
Подробнее:
Кондрашева, А. В. Образ Италии в прозе М. Горького / А. В. Кондрашева // Наука и современность. – 2010. – № 5–1. – С. 242–245.
Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=21079149.
Италия, о. Капри. 1908-1910. |
После 1913 г. возвращается на родину, останавливается в Петербурге, трудится в издательствах. В отличии от взглядов на революцию 1905 г., к революции 1917 г. у М. Горького складывалось довольно скверное отношение. Горький остерегался разгула анархии. Он видел в происходящем только бунт инстинкта, бунт примитива. Революция могла вызвать восторг только у политзаключенных и ссыльных, которым она возвращала свободу. Остальные понимали, чем всё кончится. По его мнению, революция, погубила всю культуру, раскрепостив все дикое и отвратительное, что могло быть в народе.
Подробнее:
Горький, М. О русском крестьянстве // Литературоведческий журнал. – 2003. – № 17. – С. 229–255.
Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=5019927.
Привалова, М. В. М. Горький о деформации общественных отношений в России начала XX века / М. В. Привалова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – № 65. – С. 266–269.
Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=13920385.
Примочкина, Н. Н. Горький в борьбе за сохранение культуры (из эпистолярного наследия 1919-1920 гг.) / Н. Н. Примочкина, Е. Н. Никитин, С. Д. Островская // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. – 1998. – № 3. – С. 57–66.
Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=22449672.
Именно поэтому политическая позиция М. Горького в 1917 г. крайне расходилась с другими точками зрения, в связи с этим он не мог подобрать для себя ни одной подходящей для него трибуны и поэтому создал её сам. Таким образом появилась газета «Новая жизнь», которая просуществовала с 1 мая 1917 по 16 июня 1918 г. В газете Горький публиковал свои заметки. Он резко негативно воспринял и саму революцию, и последовавшие за ней события.
Подробнее:
Какоян, Е. А. Горький и революция / Е. А. Какоян, Г. А. Долинская, Д. И. Сартакова // Инновационные технологии в машиностроении, образовании и экономике. – 2017. – № 3. – С. 39–41.
Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=29369886.
Со второй половины 1918 г. он начинает выступать против репрессий в стране, ходатайствуя за невинно арестованных, основывает издательство «Всемирная литература», активно помогает работникам науки, пишет известную характеристику Ленина в «Коммунистическом интернационале» (1920 г.).
Подробнее:
Лапина, И. А. Статьи М. Горького о Ленине: проблемы авторства и оценки личности / И. А. Лапина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2010. – № 137. – С. 14-26. –
Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=15539240.
Большевистская власть проявляла полное недоверие к писателю: его квартира в Петербурге в 1920 г. была подвергнута обыску, проверялась его личная переписка.
В октябре 1921 г., Максим Горький выезжает за границу. Слово «эмиграция» в контексте его поездки тогда не употреблялось. Официальной причиной отъезда было возобновление его болезни и необходимость, по настоянию Ленина, лечиться за границей. По другой версии, Горький был вынужден уехать из-за обострения идеологических разногласий с советской властью.
Первое время добровольной эмиграции он проводит в Германии и на чешских курортах.
Подробнее:
Криковцева, А. В. Максим Горький. Жизнь и творчество под призмой эмиграции / А. В. Кртковцева // Молодой ученый. – 2016. – №24. – С. 393–395.
Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=27334522.
Чони, П. М. Горький в Италии (по документам центрального архива Италии) / П. Чони // Новая и новейшая история. – 2010. – № 5. – С. 205–209.
Куда обращаться: Сектор периодических изданий Национальной библиотеки (2 этаж)
С 1924 г. Горький жил в Италии, в Сорренто – на вилле и в санаториях. Опубликовал воспоминания о Ленине. В Сорренто художником Павлом Кориным написан один из лучших портретов Горького. Особенностью картины является изображение писателя на фоне вулкана Везувий, при этом Горький как бы возвышается над горным исполином. Вместе с тем в сюжете картины явственно звучит тема одиночества, в которое постепенно погружался Горький.
Корин П. Д. Портрет А.М. Горького. 1932. |
Он не перестаёт интересоваться событиями, происходящими в СССР и активно выступает в зарубежной прессе с осуждениями «красного террора». В это время складывается новый зарубежный этап его жизни. Он пишет роман «Дело Артамоновых» (1925).
Подробнее:
Осьмухина, О. Ю. Специфика преломления традиции семейного романа в творчестве А. М. Горького (на материале романа «Дело Артамоновых») / О. Ю. Осьмухина, А. Т. Джиоева // Филология и культура. – 2017. – № 4. – С. 167–171.
Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=32277984.
Здесь же была написана большая часть романа-эпопеи «Жизнь Клима Самгина» (1927–1936).
Подробнее:
Беглов, В. А. Жанровая природа «Жизни Клима Самгина» М. Горького / В. А. Беглов // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология.. – 2005. – № 3. – С. 123–131.
Куда обращаться: Сектор периодических изданий Национальной библиотеки (2 этаж)
Борисова, Л. М. Иносказание в романе М. Горького «Жизнь Клима Самгина» / Л. М. Борисова // Русская речь. – 2014. – № 1. – С. 8–13.
Куда обращаться: Сектор периодических изданий Национальной библиотеки Республики Коми (2 этаж)
Спиридонова, Л. А. «Жизнь Клима Самгина» М. Горького – книга века / Л. А. Спиридонова // Литературный календарь: книги дня. – 2011. – № 1. – С. 5–21.
Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=15621478.
Суматохина, Л. В. Мотив «упрощения жизни» в повести М. Горького «Жизнь Клима Самгина» / Л. В. Суматохина // Новые российские гуманитарные исследования. – 2010. – № 5. – С. 15.
Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=21979312.
В 1920-е гг. Горький сосредоточивается на жанре художественной мемуаристки. В 1923 г. он создает повесть «Мои университеты», которая стала продолжением повестей «Детство», «В людях». В основе автобиографической трилогии лежит рассказ Максима Горького о своей собственной судьбе.
Подробнее:
Мальцева, Т. В. «Что надо уметь?»: модель жизнеустройства подростка в повести М. Горького «В людях» / Т. В. Мальцева // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2012. – № 1. – С. 257–263.
Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=18236360.
Цирулев, А. Ф. Проблема автобиографизма в трилогии М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты» / А. Ф. Цирулев // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2010. –№ 2–1. – С. 269–273.
Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=15187078.
Горький стоял во главе трёх крупных издательств – «Знание», «Парус» и «Всемирная литература» (с 1902 по 1921), привнёс в книгоиздательскую деятельность новаторские подходы.
Подробнее:
Никитин, Е. Н. «Парус» – антивоенный издательский проект М. Горького / Е. Н. Никитин // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2016. – № 3. – С. 130–136.
Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=27148911.
Шипилова, М. В. Идейность главного редактора: идеалы и заблуждения Максима Горького / М. В. Шипилова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – 2011. – № 2. – С. 293–301.
Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=16454486.
В годы второй иммиграции Горький пересматривает многие свои взгляды на революцию и Советскую власть. В 1923–1925 гг. он совместно с поэтом В. Ходасевичем издает в Берлине журнал «Беседа» для русской интеллигенции, который до русского читателя не дошел, так как был запрещен в Советском Союзе. Второй журнал – «Русский современник», созданный при участии писателя в Ленинграде, цензура закрыла.
Подробнее:
Примочкина, Н. Н. М. Горький и журнал «Русский Современник» / Н. Н. Примочкина // Новое литературное обозрение. – 1997. – № 26. – С. 357–370.
Куда обращаться: Сектор периодических изданий Национальной библиотеки (2 этаж)
Власть в Советах была недовольна выступлениями Максима Горького в защиту политзаключенных. Но его взаимосвязи с деятелями культуры и русскими писателями не прекращались.
Он был широко известен за рубежом как общественный деятель и писатель. Политические власти Советского Союза хорошо это понимали и во второй половине 1920-х гг. были заинтересованы в возвращении М. Горького на родину, всячески содействуя этому.
Подробнее:
Чернев, А. Д. М. Горький и И. В. Сталин: к истории взаимоотношений в 1929–1936 гг. / А. Д. Чернев // Безопасность Евразии. – 2004. – № 1. – С. 413–429.
Куда обращаться: Сектор периодических изданий Национальной библиотеки (2 этаж)
В эмиграции провел в общей сложности более 18 лет, включая 15 лет в Италии, при этом не овладел ни одним иностранным языком.
Весной 1928 г. он приезжает в СССР, где широко празднуется его 60-летие. Писатель совершает поездки по Союзу (Харьков, Курск, Днепрострой, Крым, Кавказ, Запорожье, Сталинград, Нижний Новгород, Самара). Впечатления о путешествиях он собирает в книге очерков «По Советскому Союзу» (1929).
А. М. Горький среди заводских рабочих в 1929 г. | Фотохроника ТАСС. |
В 1931 г. Горький окончательно возвращается в Союз, постоянным местом жительства выбирает Москву. Он создаёт такие журналы как: «Наши достижения» и «Литературная учеба», также он издает «Историю фабрик и заводов», «Историю гражданской войны».
Подробнее:
Быстрова, О. В. Издательский проект М. Горького «История гражданской войны»: по материалам архива А. М. Горького (ИМЛИ РАН) и РГАСПИ / О. В. Быстрова // Studia Litterarum. – 2017. – № 4. – С. 378–393.
Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=32333972.
В 1934 г. он возглавляет Союз Советских писателей, созданный по его инициативе.
Подробнее:
Баранов, В. «Надо прекословить!»: М. Горький и создание Союза писателей / В. Баранов // Вопросы литературы. – 2003. – № 5. – С. 34–56.
Куда обращаться: Сектор периодических изданий Национальной библиотеки (2 этаж)
Тем не менее, последние годы жизни М. Горького были трагичными: он был под тайным надзором Государственного политического управления, его изолировали от советской и мировой общественности.
Мифы всегда создавались вокруг Горького, даже вокруг его смерти. Только в самом конце ХХ в. появилась возможность развеять их на основании новых документов и фактов. Переданная из архива ФСБ «История болезни» позволила сделать вывод, что «смерть от болезни» писателя была тщательно организована бывшим фармацевтом Г. Ягодой. Так развеялся миф о естественной смерти Горького от воспаления легких, который в течение 70-ти лет поддерживало советское литературоведение.
Несостоятельными оказались и две других популярных версии: официальная точка зрения советской печати, согласно которой писателя по приказу Троцкого убили «прихвостни и агенты буржуазии», «троцкисты и правые». И версия, созданная в противовес ей Троцким: Горького «умерщвили» по приказу Сталина его подчиненные во главе с Г. Ягодой.
Подробнее:
Спиридонова, Л. А. Знаем ли мы Горького? (к 80-летию со дня смерти) / Л. А. Спиридонова // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. – 2016. – № 3. – С. 41–50.
Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=25988070.
Спиридонова, Л. А. Горьковедение на современном этапе развития / Л. А. Спиридонова // Studia Litterarum. – 2016. – № 3–4. – С. 419–433.
Читать: https://elibrary.ru/item.asp?id=28315617.
По решению Сталина, тело Максима Горького было кремировано, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве. При этом вдове Е. П. Пешковой было отказано в захоронении части праха в могиле сына Максима на Новодевичьем кладбище.
Надгробная плита в Кремлёвской стене. |
Доступ к полнотекстовым электронным ресурсам (Электронной библиотеке диссертаций РГБ, научной электронной библиотеке elibrary.ru и др.) предоставляется в Национальной библиотеке Республики Коми бесплатно.
Выставка подготовлена специалистом сектора периодических изданий отдела гуманитарных наук Национальной библиотеки Республики Коми Н. В. Иванкиной.