г. Сыктывкар

ул. Советская, 13

8 (8212) 255-422

leninka@nbrkomi.ru

Пн. - пт. с 10.00 до 20.00

Суббота - выходной день

Воскресенье с 10.00 до 17.00

Последняя среда месяца - санитарный день

НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Умная библиотека для общества знаний

Меню
Пушкинская картаВорсантор (Время играть)Национальная электронная библиотека Республики КомиКультурная карта Республики КомиМы из КомиМифологическая карта Республики Коми. Проект «Время героев»Книжные памятники Республики КомиСвятые новомученики земли КомиБиблиотека памяти. Великой победе посвящаетсяЛегион умниковМузей книжной культурыЛитературные прогулки по Республики КомиЛитРес
21 октября 2023

«Славим мы величие учителя...»: Борис Иванович Захаров

Наш цикл публикаций об известных педагогах Республики Коми продолжит рассказ о Борисе Ивановиче Захарове. 15 ноября исполняется 105 лет со дня рождения заслуженного учителя школы РСФСР и Коми АССР, кавалера ордена Трудового Красного Знамени, Почетного гражданина города, чье имя занесено в Книгу Трудовой Славы республики, а также многолетнего директора сыктывкарской средней школы № 12 имени Олега Кошевого Бориса Ивановича Захарова.

Борис Захаров родился в 1918 году в Тотьме (нынешняя Вологодская область), а вырос в селе Пажга Сыктывдинского района Коми. Отец его был священником, в 1937 году подвергся репрессиям за «контрреволюционную пропаганду» и был расстрелян. Сыну, можно сказать, повезло: он шел к знаниям через рабфак. В те времена дети репрессированных часто разделяли судьбу близких. Но талантливого студента не отчислили, и в 1938 году выпускник рабфака поступает на литературный факультет Коми пединститута. 15 ноября (в свой день рождения) 1941 года Борис Иванович получил из рук председателя экзаменационной комиссии диплом с отличием об окончании вуза. Он рвался на фронт, но из-за слабого зрения его не взяли.

Борис Иванович работал на разных должностях. Был и заведующим ГОРОНО. Мог бы сделать головокружительную карьеру, но в 1951-м перешел на работу директором школы № 12.

Школа в то время была небольшой (двухэтажное здание, построенное в 1936 г., внешне напоминало букву «Г»), вход был со стороны ул. Интернациональной через деревянное крыльцо. Столовой тогда не было, был только маленький буфет. В одном из классов находился спортивный зал, где была только шведская стенка. По праздникам в нем показывали кинофильмы, которые смотрели, часто сидя на полу. Была очень хорошая библиотека и приветливая и добрая библиотекарь, которая всегда помогала выбрать интересную книгу и знающая вкусы почти всех учащихся школы.

Школа до прихода Бориса ИвановичаФото: Фото из открытых источников
Школа до прихода Бориса ИвановичаФото из открытых источников

С приходом Бориса Ивановича изменился внешний вид школы. Было оштукатурено и побелено здание, фронтон украшен барельефами. В самих барельефах заключалась основная идея деятельности и директора школы, и учительского коллектива: «Знание – сила». А в 1947 году постановлением Совета Министров Коми АССР школе было присвоено имя Олега Кошевого, комиссара подпольной молодежной организации «Молодая гвардия», посмертно удостоенного звания Героя Советского Союза.

Школа № 12. 1950-е гг.Фото: Фото из открытых источников
Школа № 12. 1950-е гг.Фото из открытых источников

На школьном, не очень благоустроенном, дворе был небольшой стадион, рядом долгое время стоял локомобиль. Школа имела огромный пришкольный участок, посередине которого протекал ручей. Что только не росло на этом участке: морковь, репа, картофель, огурцы, помидоры, малина, смородина, яблони… По осени соседских мальчишек этот пришкольный участок очень даже привлекал, и они частенько «помогали» убирать урожай…

Школьный огород на заднем двореФото: Фото из открытых источников
Школьный огород на заднем двореФото из открытых источников

Школа жила своими традициями: внедрение в учебный процесс элементов политехнизации через уроки химии, физики, биологии; проведение уроков самоуправления; Дней памяти молодогвардейцев, когда лучшие ученики школы посещали город Краснодон, родину героев-молодогвардейцев. Особую заботу директор проявлял к спортивной жизни школы, где ученики активно участвовали на разных кроссах и соревнованиях.

Школьная жизнь кипела. С годами директорства Бориса Ивановича школа менялась на глазах: появилась новая трехэтажная пристройка с актовым залом, классными комнатами, помещениями на первом этаже с раздевалками, просторным физкультурным залом, с большой столовой, с бассейном, с тиром для стрельбы – школа стала красивой, большой и уютной.

Школа в настоящее времяФото: Фото из открытых источников
Школа в настоящее времяФото из открытых источников

Воспоминания коллег и воспитанников о Борисе Ивановиче

В 2006 году, в год 25-летия со дня кончины Бориса Захарова,  по инициативе одной из выпускниц школы № 12 в содружестве с его бывшими коллегами и многочисленными воспитанниками была издана книга «… наш Борис Иванович».

...наш Борис Иванович : [книга воспоминаний о Б. И. Захарове, директоре школы № 12]. - Сыктывкар, 2006. - 258, [3] с.
...наш Борис Иванович : [книга воспоминаний о Б. И. Захарове, директоре школы № 12]. - Сыктывкар, 2006. - 258, [3] с.

В издании представлены добрые и трогательные воспоминания учителей и выпускников школы. Тон книги отвечает и сути педагогики Бориса Ивановича: быть равным со всеми, во всех ситуациях сохраняя человечность, порядочность, уважение к собеседнику. За глаза школяры называли своего директора Боря Ваня, что нисколько не умаляло уважительного отношения к нему. Директор школы никогда не замыкался в своем кабинете, всегда был на виду, в гуще ребят. Каждое утро он встречал учащихся в школьном вестибюле, за руку здороваясь со старшеклассниками и малышами: у последних таким образом проверял, не забыли ли дома просушить сырые варежки. Если забывали, директор относил их на просушку в класс, клал на батареи. Он был среди школьников и на всех сельхозработах, заменяя собой мастера: чинил лопаты, грабли, вилы. За все годы директорства Борис Иванович ни разу не встретил дома Новый год. Ежегодно в 12-й школе устраивался большой, шумный бал-маскарад, после чего ребята во главе с Борисом Ивановичем шли на Юбилейную площадь кататься с горок…

https://nebrk.ru/docs/common/RKOMIBIBL0000329232 (18 нояб.)

Вот что вспоминает из своих школьных будней Владимир Михайлович Гурленов, выпускник 12 школы: «В школе № 12 им. О. Кошевого я начал учиться с 9-го класса. В то время в школе были одни только старшие классы, с 9 по 11-й. Их было много, а значит, и нас, старшеклассников, было много, и нам было очень интересно жить. Наши комсомольские собрания проходили бурно, потому что всем было дело, в результате мы росли, у нас появлялось собственное мировоззрение. А еще были товарищеские суды. Горе было тому, кто представал перед ними. Провинившийся получал полную и беспощадную характеристику в классе… У нас была самодеятельность. Мы лелеяли свои басы и тенора, дуэты, трио и оркестр. Были свои драматические актеры и комики. Мы устраивали вечера с концертами и танцами в сельских клубах и чувствовали себя очень нужными людям… Летом мы работали и отдыхали. Отдыхали и работали. Нами сделана пристройка к школе, где находится, по-моему, гараж. Наши предшественники выстроили спортивный зал. Мы ходили с просьбой в обком партии о выделении средств на строительство нового (тогда) здания школы, работали на строительстве фундамента второго корпуса пединститута. Однажды уехали в Геленджик, чтобы проложить туда путь. А на обратном пути был Краснодон, встреча с вечно юными молодогвардейцами…».

Еще одно воспоминание от выпускника школы Валерия Левкина: «Ярко запомнились традиционные школьные вечера и вечера-встречи с выпускниками. А наиболее памятным событием в период учебы в школе было 12 апреля 1961 года. В тот день к нам в класс пришел во время урока Борис Иванович и сообщил об успешном запуске первого космонавта Юрия Гагарина. Класс находился в неописуемом восторге! Как не хотелось в тот день расставаться, ибо возникавшие тогда диспуты рисовали в воображении всевозможные полеты человека в космос, на другие планеты!.. Была мечта идти в авиацию…».

Педагогика Бориса Ивановича

Автор книги «История средней школы № 12 имени Олега Кошевого» А. В. Горская отмечает:  «…В городе ходили легенды о том, как работает директор с дисциплиной в школе. Самое главное заключалось в том, что никакого нажима, выговоров, вызова в школу родителей почти не было… Он почти не сидел в кабинете. Его постоянно видели среди ребят. Борис Иванович считал, что должен знать каждого ученика в школе. Он всех называл по именам, с каждым хоть однажды, но беседовал о жизни, о родителях, об одноклассниках, но почти никогда об учебе, если особенно болезненным был такой разговор с неуспевающим. Борис Иванович располагал к себе ученика, ничего ему не обещал, но каким-то внутренним обаянием настраивал любого ребенка на добрые мысли и чувства. И так из года в год он ходил по коридорам во время перемен, выходил на субботники, иногда освобождая от этого мероприятия классных руководителей. Во время урока он тоже ходил по коридорам, но не за тем, чтобы вылавливать прогульщиков, а послушать сами уроки. Действительно, всегда слышно, как ведет себя тот или иной класс у разных учителей. Не о качестве преподавания судил директор. Никогда он не наказывал учителя, у которого была плохая дисциплина на уроке. Он разговаривал с учеником. Часто ученики были просто поражены, что директор знает, как они вели себя на только что закончившемся уроке…».

Горская А. В. История средней школы № 12 им. Олега Кошевого. – Сыктывкар, 2008. – 670, [1] с.
Горская А. В. История средней школы № 12 им. Олега Кошевого. – Сыктывкар, 2008. – 670, [1] с.

Трудно уловить в этой работе какие-то специальные мероприятия по улучшению дисциплины. Их просто не было. Он работал как человек, искренне заинтересованный в каждом своем ученике. Борис Иванович мог вызвать из класса с урока какого-нибудь ученика, потому что знал историю его болезни, знал, что перенапряжение тому противопоказано, что ребенку нужен свежий воздух. И вот вдвоем с учеником он гуляет во время урока вокруг школы, не заостряя внимание на болезни, не особенно как будто интересуясь самочувствием человека. Просто разговаривает обо всем, что касается жизни и здоровья ученика…

А вот еще одна цитата из книги А. Горской о взаимоотношениях директора и его учеников: «…Борис Иванович знал всех своих учеников по именам и фамилиям, и хотя он плохо видел, по всей видимости, различал их и по голосам. Он всегда относился к своим ученикам с уважением, никогда не повышал голос, не ругал при других учениках, а приглашал в свой кабинет и спокойным голосом проводил с провинившимся учеником беседу, после которой у него не возникало даже обиды…».

Борис Иванович ушел из жизни в 1981 году. Но имя его не забыто. На здании школы № 12 была установлена мемориальная доска с его именем и надписью:  «Здесь с 1951 по 1981 год работал директор Почетный гражданин г. Сыктывкара Заслуженный учитель школы РСФСР и Коми АССР кавалер Ордена Трудового Красного Знамени Захаров Борис Иванович». Ежегодно 15 ноября в музее школы № 12 в память о легендарном директоре проходят встречи.  

Благодаря подвижническому творческому труду Бориса Ивановича, его неудержимой воле и таланту сыктывкарская школа № 12 имени Олега Кошевого стала одной из лучших школ не только Республики Коми, но и России. Ее выпускники играют ведущую роль в народном хозяйстве, в культурной, общественной и научной жизни республики и за ее пределами.

 

Источники

  1. Горская А. В. История средней школы № 12 им. Олега Кошевого. – Сыктывкар, 2008. - 670, [1] с.
  2. Жеребцова Л. Директор школы // Связь времен. – Сыктывкар, 2000. – С. 572.
  3. Захаров Борис Иванович // Славен памятью Сыктывкар. – Сыктывкар, 2017. – С. 179.
  4. Легендарный директор: его жизненный путь не был усыпан розами // Трибуна. – 2018. – 16 нояб. – С. 9.
  5. … наш Борис Иванович. – Сыктывкар, 2006. – 264 с.
  6. Николаева А. С любовью о школьном наставнике: [книга о директоре школы № 12 Б. Захарове «…Наш Борис Иванович] // Республика. – 2006. – 18 нояб.
  7. Ульянова Н. Педагогическая поэма // Дым Отечества : историко-краеведческое издание. – Сыктывкар, 2016. – № 2. – С. 204-207.
  8. Мемориальная доска: Захаров Борис Иванович // Культурная карта Республики Коми : [официальный сайт]. – URL: ru/366qbb (дата обращения: 19.10.2023).
  9. Педагогическая поэма : так образно можно назвать жизнь и труды
    сыктывкарского учителя Бориса Ивановича Захарова  – URL: https://project201173.tilda.ws/page8285694.html  (дата обращения: 19.10.2023).
  • Сэр Мартин. Возвращение на родину
    Сэр Мартин. Возвращение на родину
    Самарский М. А.
  • Брошенные тексты
    Брошенные тексты
    Верник И. Э.
    Биография
  • Леонид Гайдай. Любимая советская комедия
    Леонид Гайдай. Любимая советская комедия
    Раззаков Ф. И.
    Биография
  • Изобретения. Как придумали смайлик, гугл и вертолет
    Изобретения. Как придумали смайлик, гугл и вертолет
    Коломбо М.
    Научно-популярная литература
  • Побеждаешь сегодня-побеждаешь завтра
    Побеждаешь сегодня-побеждаешь завтра
    Кот Д.
    Научно-популярная литература
  • Финансовый гений есть в каждом
    Финансовый гений есть в каждом
    Кузнецов А. П.
    Научно-популярная литература
  • Дизайн впечатлений
    Дизайн впечатлений
    Rossman R.
    Научно-популярная литература
  • SAUDI, INC. История о том, как Саудовская Аравия стала одним из самых влиятельных государств на геополитической карте мира
    SAUDI, INC. История о том, как Саудовская Аравия стала одним из самых влиятельных государств на геополитической карте мира
    Wald E. R.
    Научно-популярная литература
< >
Группа компаний СевермедиаМинистерство культуры и архивного делаБНК информационное агентствоКонсультант плюсГосуслуги Республики КомиРостелекомГазета "Республика"Телеканал "Юрган"Информационное агентство КомиинформГТРК КомигорГазета РадугаЖурнал АРТСоюз писателей Республики КомиНациональная галерея Республики КомиКоми научный центр
Яндекс.Метрика