г. Сыктывкар

ул. Советская, 13

8 (8212) 255-422

leninka@nbrkomi.ru

Пн. - пт. с 10.00 до 20.00

Суббота - выходной день

Воскресенье с 10.00 до 17.00

Последняя среда месяца - санитарный день

НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Умная библиотека для общества знаний

Меню
Пушкинская картаВорсантор (Время играть)Национальная электронная библиотека Республики КомиКультурная карта Республики КомиМы из КомиМифологическая карта Республики Коми. Проект «Время героев»Книжные памятники Республики КомиСвятые новомученики земли КомиБиблиотека памяти. Великой победе посвящаетсяЛегион умниковМузей книжной культурыЛитературные прогулки по Республики КомиЛитРес
17 марта 2022

Занавес поднимается!

; Фото: https://vplate.ru/binokl/osobennosti-teatralnyh/
https://vplate.ru/binokl/osobennosti-teatralnyh/

27 марта работники театра отмечают профессиональный праздник. Театр долгое время оставался неизменным, но с появлением современных технологии режиссёры стали искать новый язык общения со зрителем.

Современный театр, какой он? Понятен ли он зрителю? Театр использует новые подходы к созданию спектаклей, стирает границы между жанрами и театральными профессиями. Спектакль вплетает в себя разные виды искусств, вовлекает зрителя в ход действия.

Современный театр изобилует новыми направлениями: перформанс, иммерсивный спектакль, пластический спектакль, site-specific, документальный театр, вербатим, социальный театр, горизонтальный театр, театр художника, play-back театр, променад и т.д.

Мы подобрали для вас книги и статьи из периодических изданий по некоторым из этих направлений.

; Фото: https://ksonline.ru
https://ksonline.ru

Театр как площадка для современного искусства

Культура Zero : очерки русской жизни и европейской сцены
Давыдова М. Ю.
Монография
Инв. номер 1383468
Шифр 85.334.3(0)
Предыдущая книга известного критика и историка театра Марины Давыдовой «Конец театральной эпохи» вышла в середине нулевых. Нынешняя – «Культура Zero» - охватывает время с середины нулевых до наших дней. Это продолжение разговора, начатого в первой книге, но разговор теперь идет не только о театре. В «Культуре Zero» можно найти и публицистику, и бытописательские очерки, и литературные эссе, и актерские портреты, и рецензии на спектакли самых важных режиссеров европейского театра от Кристофера Марталера до Яна Фабра, и разговор о главных героях отечественной сцены - К. Богомолове, Д. Волкострелове, К. Серебренникове, Б. Юхананове... Несмотря на жанровый разброс тексты смонтированы так, что в них проступают общие векторы и общие темы времени. Автор словно бы настаивает: нынешнее пространство уже не разграничено жесткими перегородками - вот тут театр, а тут современное искусство, вот тут эстетика, а тут политика, вот тут искусство, а тут жизнь. По сути, читателям предложен новый тип театроведения, где театр - лишь отправная точка для размышлений на самые разные темы, магический кристалл, позволяющий лучше разглядеть калейдоскоп эпохи.
 Постдраматический театр = Postdramatisches theater
Леман Ханс-Тис
Монография
Инв. номер 1377279
Шифр 85.33
Книга Ханса-Тиса Лемана "Постдраматическмй театр" - безусловная веха в самом развитии европейской эстетической и театроведческой мысли. Она вышла в Германии еще в 1999 году и вот только сейчас попадает в руки русскому читателю (а понадобится она наверняка не только театроведам, но и философам, культурологам, - всем, кому небезразличны приключения мысли и осмысление современного театра). Здесь охвачена и проанализирована целая эпоха в развитии театра, здесь зрителя учат видеть, замечать новое, уметь различать настоящие точки роста в пестром многообразии театральных и паротеатральных событий.
< >
1/2
  • https://www.m24.ru/articles/kultura/04042019/154910
< >
1/2
< >
1/2

Предлагаем вам насладиться балетом «Весна священная».

Весна священная - Пина Бауш 1975 Katheryn Gresko

Документальный театр

Постановки в документальном театре основаны на реальных событиях. В качестве материала для пьес драматурги используют нехудожественный текст, например интервью, письма, дневники, стенограммы, статьи. Авторы стремятся достоверно показать окружающий мир, поэтому опираются на конкретные факты и реплики очевидцев.

В России это направление представляет московский «Театр.doc» 

Так же на сайте театра можно посмотреть спектакли в онлайн формате.

Предлагаем вам познакомиться со статьями из периодическими изданиями о документальном театре:

Иммерсивный театр

Иммерсивный в переводе с английского значит «создающий эффект присутствия». В этом жанре для постановщиков главное — сделать зрителей соучастниками действия. Посетителям разрешают брать реквизит, разговаривать с актерами или даже выбирать, как будут развиваться события. Сами артисты могут завязать гостю глаза, отвести его в другую комнату, обнять или пригласить что-то сделать вместе — так зрителей вовлекают в совместное создание спектакля.

Одним из первых в России иммерсивный спектакль поставил Центр им. Мейерхольда.

Предлагаем вам познакомиться с иммерсивным театром в статьях периодических изданий отдела литературы по искусству:

  • https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/art/gorlo-pererezayut-kishki-valyayutsya-no-obhohocheshsya-kritiki-o-gore-olimp/
< >
1/2

Пластический театр

; Фото: https://www.lisse-art.ru/blogs/teatralnyy-blog/articles/plasticheskiy-teatr-i-ego-osobennosti
https://www.lisse-art.ru/blogs/teatralnyy-blog/articles/plasticheskiy-teatr-i-ego-osobennosti

В пластических спектаклях переплетаются драма и хореография. Помимо танца, режиссеры используют пантомиму, стилизованные боевые искусства, театр теней, акробатические и цирковые номера — все, что связано с движением. Иногда в таких представлениях полностью отсутствуют слова.

Современные режиссеры соединяют пластический театр с другими жанрами, Марк Захаров поставил в московском театре «Ленком» спектакль «Небесные странники». Спектакль можно посмотреть на на сайте Культура РФ https://www.culture.ru/movies/4341/nebesnye-stranniki

 

Театр художника

В спектаклях этого жанра основной акцент делается на визуальное оформление. Костюмы, декорации, реквизит становятся самостоятельными участниками действия и по-своему дополняют смысл произведения. Помимо сценографии, в качестве выразительного средства режиссеры иногда используют инсталляции, перформансы и акции. В таких постановках слова часто играют второстепенную роль, главное — внешняя эстетика.

  • https://www.culture.ru/materials/254793/sovremennyi-teatr-ot-monospektaklya-do-immersivnogo-deistviya
< >
1/2

Понравившиеся книжные издания с выставки можно заказать на сайте и взять на дом. Периодические издания можно взять в отделе литературы по искусству по адресу: ул. Советская 13.

Дополнительная информация по телефону: 255-422 (доб. 522).

Чтобы взять книги во временное пользование, или ксерокопию из периодического издания в города и районы республики, можно воспользоваться услугой межбиблиотечного абонемента, обратившись по телефону (8212) 255-422 (доб. 541) или отправив заявку по электронной почте mba@nbrkomi.ru.

ЗАНАВЕС ПОДНИМАЕТСЯ!
Театр как площадка для современного искусства
Документальный театр
Иммерсивный театр
Пластический театр
Театр художника
  • Брошенные тексты
    Брошенные тексты
    Верник И. Э.
    Биография
  • Леонид Гайдай. Любимая советская комедия
    Леонид Гайдай. Любимая советская комедия
    Раззаков Ф. И.
    Биография
  • Изобретения. Как придумали смайлик, гугл и вертолет
    Изобретения. Как придумали смайлик, гугл и вертолет
    Коломбо М.
    Научно-популярная литература
  • Побеждаешь сегодня-побеждаешь завтра
    Побеждаешь сегодня-побеждаешь завтра
    Кот Д.
    Научно-популярная литература
  • Финансовый гений есть в каждом
    Финансовый гений есть в каждом
    Кузнецов А. П.
    Научно-популярная литература
  • Дизайн впечатлений
    Дизайн впечатлений
    Rossman R.
    Научно-популярная литература
  • SAUDI, INC. История о том, как Саудовская Аравия стала одним из самых влиятельных государств на геополитической карте мира
    SAUDI, INC. История о том, как Саудовская Аравия стала одним из самых влиятельных государств на геополитической карте мира
    Wald E. R.
    Научно-популярная литература
  • Зачем пиарщику линейка?
    Зачем пиарщику линейка?
    Глазова Л.
    Научно-популярная литература
< >
Группа компаний СевермедиаМинистерство культуры и архивного делаБНК информационное агентствоКонсультант плюсГосуслуги Республики КомиРостелекомГазета "Республика"Телеканал "Юрган"Информационное агентство КомиинформГТРК КомигорГазета РадугаЖурнал АРТСоюз писателей Республики КомиНациональная галерея Республики КомиКоми научный центр
Яндекс.Метрика