г. Сыктывкар

ул. Советская, 13

8 (8212) 255-422

leninka@nbrkomi.ru

Пн. - пт. с 10.00 до 18.00

Суббота, воскресенье - выходной

Последняя среда месяца - санитарный день

НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Умная библиотека для общества знаний

Меню
17 марта 2022

Занавес поднимается!

; Фото: https://vplate.ru/binokl/osobennosti-teatralnyh/
https://vplate.ru/binokl/osobennosti-teatralnyh/

27 марта работники театра отмечают профессиональный праздник. Театр долгое время оставался неизменным, но с появлением современных технологии режиссёры стали искать новый язык общения со зрителем.

Современный театр, какой он? Понятен ли он зрителю? Театр использует новые подходы к созданию спектаклей, стирает границы между жанрами и театральными профессиями. Спектакль вплетает в себя разные виды искусств, вовлекает зрителя в ход действия.

Современный театр изобилует новыми направлениями: перформанс, иммерсивный спектакль, пластический спектакль, site-specific, документальный театр, вербатим, социальный театр, горизонтальный театр, театр художника, play-back театр, променад и т.д.

Мы подобрали для вас книги и статьи из периодических изданий по некоторым из этих направлений.

; Фото: https://ksonline.ru
https://ksonline.ru

Театр как площадка для современного искусства

Культура Zero : очерки русской жизни и европейской сцены
Давыдова М. Ю.
Монография
Инв. номер 1383468
Шифр 85.334.3(0)
Предыдущая книга известного критика и историка театра Марины Давыдовой «Конец театральной эпохи» вышла в середине нулевых. Нынешняя – «Культура Zero» - охватывает время с середины нулевых до наших дней. Это продолжение разговора, начатого в первой книге, но разговор теперь идет не только о театре. В «Культуре Zero» можно найти и публицистику, и бытописательские очерки, и литературные эссе, и актерские портреты, и рецензии на спектакли самых важных режиссеров европейского театра от Кристофера Марталера до Яна Фабра, и разговор о главных героях отечественной сцены - К. Богомолове, Д. Волкострелове, К. Серебренникове, Б. Юхананове... Несмотря на жанровый разброс тексты смонтированы так, что в них проступают общие векторы и общие темы времени. Автор словно бы настаивает: нынешнее пространство уже не разграничено жесткими перегородками - вот тут театр, а тут современное искусство, вот тут эстетика, а тут политика, вот тут искусство, а тут жизнь. По сути, читателям предложен новый тип театроведения, где театр - лишь отправная точка для размышлений на самые разные темы, магический кристалл, позволяющий лучше разглядеть калейдоскоп эпохи.
 Постдраматический театр = Postdramatisches theater
Леман Ханс-Тис
Монография
Инв. номер 1377279
Шифр 85.33
Книга Ханса-Тиса Лемана "Постдраматическмй театр" - безусловная веха в самом развитии европейской эстетической и театроведческой мысли. Она вышла в Германии еще в 1999 году и вот только сейчас попадает в руки русскому читателю (а понадобится она наверняка не только театроведам, но и философам, культурологам, - всем, кому небезразличны приключения мысли и осмысление современного театра). Здесь охвачена и проанализирована целая эпоха в развитии театра, здесь зрителя учат видеть, замечать новое, уметь различать настоящие точки роста в пестром многообразии театральных и паротеатральных событий.
< >
1/2
  • https://www.m24.ru/articles/kultura/04042019/154910
< >
1/2
< >
1/2

Предлагаем вам насладиться балетом «Весна священная».

Весна священная - Пина Бауш 1975 Katheryn Gresko

Документальный театр

Постановки в документальном театре основаны на реальных событиях. В качестве материала для пьес драматурги используют нехудожественный текст, например интервью, письма, дневники, стенограммы, статьи. Авторы стремятся достоверно показать окружающий мир, поэтому опираются на конкретные факты и реплики очевидцев.

В России это направление представляет московский «Театр.doc» 

Так же на сайте театра можно посмотреть спектакли в онлайн формате.

Предлагаем вам познакомиться со статьями из периодическими изданиями о документальном театре:

Иммерсивный театр

Иммерсивный в переводе с английского значит «создающий эффект присутствия». В этом жанре для постановщиков главное — сделать зрителей соучастниками действия. Посетителям разрешают брать реквизит, разговаривать с актерами или даже выбирать, как будут развиваться события. Сами артисты могут завязать гостю глаза, отвести его в другую комнату, обнять или пригласить что-то сделать вместе — так зрителей вовлекают в совместное создание спектакля.

Одним из первых в России иммерсивный спектакль поставил Центр им. Мейерхольда.

Предлагаем вам познакомиться с иммерсивным театром в статьях периодических изданий отдела литературы по искусству:

  • https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/art/gorlo-pererezayut-kishki-valyayutsya-no-obhohocheshsya-kritiki-o-gore-olimp/
< >
1/2

Пластический театр

; Фото: https://www.lisse-art.ru/blogs/teatralnyy-blog/articles/plasticheskiy-teatr-i-ego-osobennosti
https://www.lisse-art.ru/blogs/teatralnyy-blog/articles/plasticheskiy-teatr-i-ego-osobennosti

В пластических спектаклях переплетаются драма и хореография. Помимо танца, режиссеры используют пантомиму, стилизованные боевые искусства, театр теней, акробатические и цирковые номера — все, что связано с движением. Иногда в таких представлениях полностью отсутствуют слова.

Современные режиссеры соединяют пластический театр с другими жанрами, Марк Захаров поставил в московском театре «Ленком» спектакль «Небесные странники». Спектакль можно посмотреть на на сайте Культура РФ https://www.culture.ru/movies/4341/nebesnye-stranniki

 

Театр художника

В спектаклях этого жанра основной акцент делается на визуальное оформление. Костюмы, декорации, реквизит становятся самостоятельными участниками действия и по-своему дополняют смысл произведения. Помимо сценографии, в качестве выразительного средства режиссеры иногда используют инсталляции, перформансы и акции. В таких постановках слова часто играют второстепенную роль, главное — внешняя эстетика.

  • https://www.culture.ru/materials/254793/sovremennyi-teatr-ot-monospektaklya-do-immersivnogo-deistviya
< >
1/2

Понравившиеся книжные издания с выставки можно заказать на сайте и взять на дом. Периодические издания можно взять в отделе литературы по искусству по адресу: ул. Советская 13.

Дополнительная информация по телефону: 255-422 (доб. 522).

Чтобы взять книги во временное пользование, или ксерокопию из периодического издания в города и районы республики, можно воспользоваться услугой межбиблиотечного абонемента, обратившись по телефону (8212) 255-422 (доб. 541) или отправив заявку по электронной почте mba@nbrkomi.ru.

ЗАНАВЕС ПОДНИМАЕТСЯ!
Театр как площадка для современного искусства
Документальный театр
Иммерсивный театр
Пластический театр
Театр художника
  • От А до Я: азбука Усть-Цилемского района
    От А до Я: азбука Усть-Цилемского района
    Научно-популярная литература
  • Как я нашёл шпиона Рейли
    Как я нашёл шпиона Рейли
    Полещиков В. М.
    Повесть
  • Память о прошлом и настоящем. Для будущего
    Память о прошлом и настоящем. Для будущего
    Павлюшин С. Е.
    Научно-популярная литература
  • Планида Сергея Капустина
    Планида Сергея Капустина
    Рейзер Л. Ю.
    Публицистическая проза
  • Кипиево - село припечорское
    Кипиево - село припечорское
    Канев А. В.
    Научно-популярная литература
  • Память или Повесть о Руси Великой - веками Судьбою неизбалованной, в лице своих властелинов
    Память или Повесть о Руси Великой - веками Судьбою неизбалованной, в лице своих властелинов
    Исаков В. И.
    Повесть
  • Николай Дьяконов. Жизнь, драматургия, театр
    Николай Дьяконов. Жизнь, драматургия, театр
    Сборник статей
  • Азбука от А до Я
    Азбука от А до Я
    Герасименко А. В.
    Научно-популярная литература
< >
Яндекс.Метрика