22 мая 2022
Тайное искусство буквицы
Уважаемые читатели, сегодня мы расскажем о книге, которую вы скорей всего не держали в руках. Эта книга является единственной свидетельницей исторических событий, происходивших в Древней Руси: борьбы за власть князей, татаро-монгольского нашествия, единения Руси... Она привлекает историков, этнографов, искусствоведов и дизайнеров печатной продукции, так как содержит в себе неповторимые миниатюры, иллюстрации, орнамент с богатой цветовой палитрой. Это рукописная книга.
Давайте разберёмся, что такое рукописная книга?
Она включает в свой состав какое-либо сочинение (нередко не одно, а несколько, полностью или в отрывках). Важной составной частью является ее письмо (в начальный период уставное, а затем полууставное, скорописное и декоративное - вязь). Нередко русская рукописная книга содержит красочные орнаменты и миниатюры, которые составляют важную ее часть. И наконец, книга должна иметь переплет, без него она не может считаться полноценной.
https://granat.auction/antiques/bukinistika/rukopisnaya-kniga/#category-4 |
Какова же была материальная основа книг?
Рукописная книга была большой и тяжелой, переплет для нее изготавливался из досок и обтягивался кожей, бархатом, парчой, атласом. Страницы изготавливали из пергамента. Но ни из «Египетского», конечно, как многие представили. Пергаментом называли специально выделанная кожа животного, носившая название «харатья», «кожа», «телятина», «мех» и т.п., отчего и рукописные книги, писанные на пергамене, часто называли харатейными. Порой на одну книгу уходили шкуры целого стада. Он был разного качество белый и тонкий или грубый и с желтоватым оттенком, все зависело от квалификации мастера, в одной книги мог встречаться пергамент разного качества. Во время использования книги, пергамент мог рваться, и тогда его штопали, сшивали нитями.
Как же специалисты, которые занимаются изучением книжных памятников, решают проблему датировки рукописи?
Практически все кириллические рукописные и печатные книги 15 — первой половины 19 века написаны или напечатаны на тряпичной бумаге, изготовленной по западноевропейской технологии. Бумага выпускалась на бумажных мельницах. В сетку на дне формы с самого начала производства бумаги в Европе вплетали сделанное из проволоки изображение или литеры, являвшиеся знаком бумажной мельницы, ее владельца или мастера, непосредственно изготовившего данный лист бумаги. Такое изображение (сюжетный рисунок, символ, герб или литеры) называют филигранью или водяным знаком. Именно по этому изображению порой и можно понять, к какому периоду времени принадлежит рукопись. Например, увидев такой знак «Вепрь», специалист можем сказать, что это немецкая бумага 16 века.
Водяной знак "Вепрь" | https://portal-vn.ru/vpechatleniya/neischerpaemoe-novgorodskoe-knigopisanie |
Оформление рукописной книги
Титульного листа рукописная книга не знала, и оформлению начальной страницы уделялось особое внимание. Ведущим элементом в её композиции была тщательно и сложно выполненная заставка; инициал занимал по отношению к неё подчиненное положение.
Заставка
НБРК |
Небольшое орнаментальное или сюжетное изображение, как правило, размером в ширину текста на странице, помещаемая в начале книги или крупного раздела. Назначение заставок в рукописных книгах многоплановое. Основная их функция — ввести читателя в сложный и прекрасный мир текстового содержания книги, дать ему философско-эстетический настрой. Обозначенная или не обозначенная рама обязательно украшается по углам стилизованными цветами, а в верхней центральной части завершается «древом жизни».
Миниатюры
НБРК |
Миниатюры русских рукописных книг уже давно являются объектом изучения, так как нередко содержат в себе и информацию о географической среде, отдельных построек, а также крепостей, монастырей, сельских поселений, изображения технических сооружений, элементов костюма, трудовых процессов.
Миниатюры создавались в основном профессиональными изографами, мастерами, которые изготовляли иконы и работали в области фрески. Книжную миниатюру-иллюстрацию мог создать не каждый иконописец или фрескист. Ведь миниатюра требует от художника особых навыков: одно дело икона или фреска, предназначенные для рассматривания издалека, другое— миниатюра рукописной книги, находящаяся непосредственно перед глазами читателя.
 |
Черный В. Д. Русская средневековая книжная миниатюра
Монография |
Буквица
НБРК |
Это первая буква, с которой начинается новая глава или иная обособленная часть текста, выполненная в увеличенном по сравнению с ним размере. Обычно буквицу писали красным цветом, от суда и пошло выражение «Писать с красной строки». Буквица обильно украшалась живописью, орнаментом.
О красоте древнерусских буквиц и заставак вам расскажут два факсимильных издания, выпущенных в 1870 году под редакцией первого директора Строгановского училища Виктора Ивановича Бутковского:
 |
История русского орнамента с X по XVI столетие по древним рукописям
Научно-популярная литература
- Книга основана на издании, выпущенном в 1870 г. под редакцией директора Строгановского училища В. Бутковского. В альбоме собраны факсимильные воспроизведения орнаментов из старинных греческих и славянских рукописей. Иллюстрации здесь представляют ...
- не только археологический интерес, книга была задумана авторами как "подручный архив идей и материалов для всякого рода орнаментовки живописной, ваятельной, резной, чеканной, по металлу, по кости, по дереву, но камню, для глиняных и стеклянных изделий, для тканей, обоев, переплетов и всякого рода утвари и вещей, требующих изящества формы и украшения.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/591237/
|
 |
Русский орнамент X-XVI веков по древним рукописям
Альбом |
Оформлением русской рукописной книги занимались замечательные мастера, среди них выдающиеся художники Феофан Грек и Андрей Рублев, творившие на рубеже 14-15 веков в период становления политической мощи Московского государства и подъема русской культуры. Первому из них приписывают создание в традициях средневекового византийского стиля Псалтыри Ивана Грозного (80-е годы 14 века) и Евангелия Федора Кошки, а второму - Евангелия Хитрово, одного из самых выдающихся и ярких образцов национального стиля.
Буквицы Евангелия Кошки были исполнены в мастерской Феофана Грека. Большая часть рисунков принадлежит руке либо самого мастера, либо кого-то из ближайших учеников, приехавших вместе с ним из Византии. То, что художник был «гречин», изобличает его любовь к густым, насыщенным краскам, к энергичной лепке композиций, к нагнетанию внутреннего драматизма инициальных сюжетов. Обрамлённые по византийской традиции золотом буквы напоминают дорогие ювелирные украшения.
Исключительная одарённость обоих живописцев позволяет вести разговор не столько о различии их темпераментов или художественных приёмов, сколько о разнице греческого и русского мироощущений. Буквицы Андрея Рублёва «добрые», в них нет враждебности, ярких, густых красок.
Буквицы Феофана Грека. Евангелие Кошки, 1390-е годы. | https://compuart.ru/article/8481/121ext1 |
Буквицы Андрея Рублева, Евангелие Хитрого. Москва, начало XV века. | https://compuart.ru/article/8481/131ext1 |
Подробнее с эмементами оформления Евангелия Хитрого и Евангелия Кошки вас познакомят книги:
 |
Алпатов М.В. Феофан Грек
Альбом |
 |
Айларова О. Феофан Грек. 1340-1410
Альбом |
 |
Грицак Е. Н. Мир Рублёва
Монография |
 |
Бутырский М. Андрей Рублев 1360-1370(?)-1430
Альбом |
«А коньць вьсем книгам: оже ти собе не любо того и другому не твори» (А конец всем книгам: что тебе не любо, того и другому не твори).
«Яко радуется жених о невесте» - читаем в послесловии к Евангелию 1164 г. – «тако радуется писец, видя последний лист». Так порой писец заканчивал свою рукописную книгу.
В фондах нашей библиотеки есть интересное издание «Книга в книге» к 100- летию А. С. Пушкина Императорской Академии наук было выпушено издание «Песнь о Вещем Олеге», которая была проиллюстрирована В. М. Васнецовым. Это факсимильное издание.
 |
Рожников Л. В. А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге
Альбом |
Предлагаем вам книги по искуссству оформления рукописной книги:
 |
Древнерусское искусство
Научное издание |
 |
История книги
Научно-популярная литература |
 |
Левочкин И. В. Очерки по истории русской рукописной книги XI-XVI вв.
Монография
- Книга известного специалиста в области истории книжной культуры, доктора исторических наук г-на Ивана Васильевича Левочкина содержит ряд очерков, в которых рассматриваются историография, происхождение, текстовое содержание и классификация русских рукописных книг, ...
- а также их материальная основа, художественное оформление и значение в развитии отечественной книжности. Прослеживаются вопросы взаимоотношения рукописных и печатных книг, судьбы некоторых отдельных книг и книжных собраний.
Автор исследует подлинные рукописные книги, которые он как научный сотрудник отдела рукописей и старопечатных книг Государственного исторического музея, а затем отдела рукописей Российской государственной библиотеки изучал на протяжении многих лет.
Издание предназначено для историков, филологов, культурологов, искусствоведов, палеографов, а также широкого круга уважаемых книголюбов.
|
 |
Покровский Н. Н. Путешествие за редкими книгами
Монография |
 |
Семеновкер Б. А. Эволюция информационной деятельности
Монография |
https://rarebook-spb.ru/ |
Есть современное издательство, которое занимается изготовлением рукописных книг и их оформлением по старинным традициям книжного дела – Редкая книга из Санкт-петербурга.
Большинство рукописных книг хранится в государственных хранилищах (Российском государственном архиве древних актов, Российском государственном историческом архиве. Российском государственном архиве литературы и искусства и др.), отделах рукописей крупнейших библиотек нашей страны (Российской государственной библиотеки в Москве, Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге и др.), в музеях, частных собраниях.
Понравившиеся книжные издания с выставки можно заказать на сайте и взять на дом в отделе литературы по искусству по адресу: ул. Советская 13.
Дополнительная информация по телефону: 255-422 (доб. 522).
Чтобы взять книги во временное пользование, или ксерокопию из периодического издания в города и районы республики, можно воспользоваться услугой межбиблиотечного абонемента, обратившись по телефону (8212) 255-422 (доб. 541) или отправив заявку по электронной почте mba@nbrkomi.ru.