г. Сыктывкар

ул. Советская, 13

8 (8212) 255-422

leninka@nbrkomi.ru

Пн. - пт. с 10.00 до 18.00

Суббота, воскресенье - выходной

Последняя среда месяца - санитарный день

НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Умная библиотека для общества знаний

Меню
22 мая 2022

Тайное искусство буквицы

Уважаемые читатели, сегодня мы расскажем о книге, которую вы скорей всего не держали в руках. Эта книга является единственной свидетельницей исторических событий, происходивших в Древней Руси: борьбы за власть князей, татаро-монгольского нашествия, единения Руси... Она привлекает историков, этнографов, искусствоведов и дизайнеров печатной продукции, так как содержит в себе неповторимые миниатюры, иллюстрации, орнамент с богатой цветовой палитрой. Это рукописная книга.

Давайте разберёмся, что такое рукописная книга?

Она включает в свой состав какое-либо сочинение (нередко не одно, а несколько, полностью или в отрывках). Важной составной частью является ее письмо (в начальный период уставное, а затем полууставное, скорописное и декоративное - вязь). Нередко русская рукописная книга содержит красочные орнаменты и миниатюры, которые составляют важную ее часть. И наконец, книга должна иметь переплет, без него она не может считаться полноценной.

; Фото: https://granat.auction/antiques/bukinistika/rukopisnaya-kniga/#category-4
https://granat.auction/antiques/bukinistika/rukopisnaya-kniga/#category-4

Какова же была материальная основа книг?

Рукописная книга была большой и тяжелой, переплет для нее изготавливался из досок и обтягивался кожей, бархатом, парчой, атласом. Страницы изготавливали из пергамента. Но ни из «Египетского», конечно, как многие представили. Пергаментом называли специально выделанная кожа животного, носившая название «харатья», «кожа», «телятина», «мех» и т.п., отчего и рукописные книги, писанные на пергамене, часто называли харатейными. Порой на одну книгу уходили шкуры целого стада. Он был разного качество белый и тонкий или грубый и с желтоватым оттенком, все зависело от квалификации мастера, в одной книги мог встречаться пергамент разного качества. Во время использования книги, пергамент мог рваться, и тогда его штопали, сшивали нитями.

Как же специалисты, которые занимаются изучением книжных памятников, решают проблему датировки рукописи?

Практически все кириллические рукописные и печатные книги 15 — первой половины 19 века написаны или напечатаны на тряпичной бумаге, изготовленной по западноевропейской технологии. Бумага выпускалась на бумажных мельницах. В сетку на дне формы с самого начала производства бумаги в Европе вплетали сделанное из проволоки изображение  или литеры, являвшиеся знаком бумажной мельницы, ее владельца или мастера, непосредственно изготовившего данный лист бумаги. Такое изображение (сюжетный рисунок, символ, герб или литеры) называют филигранью или водяным знаком. Именно по этому изображению порой и можно понять, к какому периоду времени принадлежит рукопись. Например, увидев такой знак «Вепрь», специалист можем сказать, что это немецкая бумага 16 века.

Водяной знак "Вепрь"; Фото: https://portal-vn.ru/vpechatleniya/neischerpaemoe-novgorodskoe-knigopisanie
Водяной знак "Вепрь"https://portal-vn.ru/vpechatleniya/neischerpaemoe-novgorodskoe-knigopisanie

Оформление рукописной книги

Титульного листа рукописная книга не знала, и оформлению начальной страницы уделялось особое внимание. Ведущим элементом в её композиции была тщательно и сложно выполненная заставка; инициал занимал по отношению к неё подчиненное положение.

Заставка

; Фото: НБРК
НБРК

Небольшое орнаментальное или сюжетное изображение, как правило, размером в ширину текста на странице, помещаемая в начале книги или крупного раздела. Назначение заставок в рукописных книгах многоплановое. Основная их функция — ввести читателя в сложный и прекрас­ный мир текстового содержания книги, дать ему философско-эстетический настрой. Обо­значенная или не обозначенная рама обязательно украшается по углам стилизованными цветами, а в верхней центральной ча­сти завершается «древом жизни».

Миниатюры

; Фото: НБРК
НБРК

Миниатюры русских рукописных книг уже дав­но являются объектом изучения, так как нередко содержат в себе и информацию о географической среде, отдельных построек, а также крепостей, монасты­рей, сельских поселений, изображения технических сооружений, элементов костюма, трудовых процессов.

Миниатюры создава­лись в основном профессиональными изографами, мастерами, которые изготовляли иконы и работали в области фрески. Книжную миниатюру-иллюстрацию мог создать не каждый ико­нописец или фрескист. Ведь миниатюра требует от художника особых навыков: одно дело икона или фреска, предназначенные для рассматривания издалека, другое— миниатюра рукописной книги, находящаяся непосредственно перед глазами читателя.

Русская средневековая книжная миниатюра
Черный В. Д. Русская средневековая книжная миниатюра
Монография

Буквица

; Фото: НБРК
НБРК

Это первая буква, с которой начинается новая глава или иная обособленная часть текста, выполненная в увеличенном по сравнению с ним размере.  Обычно буквицу писали красным цветом, от суда и пошло выражение «Писать с красной строки». Буквица обильно украшалась живописью, орнаментом.

 

О красоте древнерусских буквиц и заставак вам расскажут два факсимильных издания, выпущенных в 1870 году под редакцией первого директора Строгановского училища Виктора Ивановича Бутковского:

История русского орнамента с X по XVI столетие по древним рукописям
История русского орнамента с X по XVI столетие по древним рукописям
Научно-популярная литература
Русский орнамент X-XVI веков по древним рукописям
Русский орнамент X-XVI веков по древним рукописям
Альбом

Оформлением русской рукописной книги занимались замечательные мастера, среди них выдающиеся художники Феофан Грек и Андрей Рублев, творившие на рубеже 14-15 веков в период становления политической мощи Московского государства и подъема русской культуры. Первому из них приписывают создание в традициях средневекового византийского стиля Псалтыри Ивана Грозного (80-е годы 14 века) и Евангелия Федора Кошки, а второму - Евангелия Хитрово, одного из самых выдающихся и ярких образцов национального стиля.

Буквицы Евангелия Кошки были исполнены в мастерской Феофана Грека. Большая часть рисунков принадлежит руке либо самого мастера, либо кого-то из ближайших учеников, приехавших вместе с ним из Византии. То, что художник был «гречин», изобличает его любовь к густым, насыщенным краскам, к энергичной лепке композиций, к нагнетанию внутреннего драматизма инициальных сюжетов. Обрамлённые по византийской традиции золотом буквы напоминают дорогие ювелирные украшения.

Исключительная одарённость обоих живописцев позволяет вести разговор не столько о различии их темпераментов или художественных приёмов, сколько о разнице греческого и русского мироощущений. Буквицы Андрея Рублёва «добрые», в них нет враждебности, ярких, густых красок.

Буквицы Феофана Грека. Евангелие Кошки, 1390-е годы.; Фото: https://compuart.ru/article/8481/121ext1
Буквицы Феофана Грека. Евангелие Кошки, 1390-е годы.https://compuart.ru/article/8481/121ext1
Буквицы Андрея Рублева, Евангелие Хитрого. Москва, начало XV века.; Фото: https://compuart.ru/article/8481/131ext1
Буквицы Андрея Рублева, Евангелие Хитрого. Москва, начало XV века.https://compuart.ru/article/8481/131ext1

Подробнее с эмементами оформления Евангелия Хитрого и Евангелия Кошки вас познакомят книги:

Феофан Грек
Алпатов М.В. Феофан Грек
Альбом
Мир Рублёва
Грицак Е. Н. Мир Рублёва
Монография

«А коньць вьсем книгам: оже ти собе не любо того и другому не твори» (А конец всем книгам: что тебе не любо, того и другому не твори).

«Яко радуется жених о невесте» - читаем в послесловии к Евангелию 1164 г. – «тако радуется писец, видя последний лист». Так порой писец заканчивал свою рукописную книгу.

В фондах нашей библиотеки есть интересное издание «Книга в книге» к 100- летию А. С. Пушкина Императорской Академии наук было выпушено издание «Песнь о Вещем Олеге», которая была проиллюстрирована В. М. Васнецовым. Это факсимильное издание.

А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге
Рожников Л. В. А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге
Альбом
< >
1/2

Предлагаем вам книги по искуссству оформления рукописной книги:

История книги
История книги
Научно-популярная литература
Очерки по истории русской рукописной книги XI-XVI вв.
Левочкин И. В. Очерки по истории русской рукописной книги XI-XVI вв.
Монография
Путешествие за редкими книгами
Покровский Н. Н. Путешествие за редкими книгами
Монография
Эволюция информационной деятельности
Семеновкер Б. А. Эволюция информационной деятельности
Монография
; Фото: https://rarebook-spb.ru/
https://rarebook-spb.ru/

Есть современное издательство, которое занимается изготовлением рукописных книг и их оформлением по старинным традициям книжного дела – Редкая книга из Санкт-петербурга. 

Большинство рукописных книг хранится в государственных хранилищах (Российском государственном архиве древних актов, Российском государственном историческом архиве. Российском государственном архиве литературы и искусства и др.), отделах рукописей крупнейших библиотек нашей страны (Российской государственной библиотеки в Москве, Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге и др.), в музеях, частных собраниях.

Понравившиеся книжные издания с выставки можно заказать на сайте и взять на дом в отделе литературы по искусству по адресу: ул. Советская 13.

Дополнительная информация по телефону: 255-422 (доб. 522).

Чтобы взять книги во временное пользование, или ксерокопию из периодического издания в города и районы республики, можно воспользоваться услугой межбиблиотечного абонемента, обратившись по телефону (8212) 255-422 (доб. 541) или отправив заявку по электронной почте mba@nbrkomi.ru.

    ТАЙНОЕ ИСКУССТВО БУКВИЦЫ
    Оформление рукописной книги
    Заставка
    Миниатюры
    Буквица
    • Николай Дьяконов. Жизнь, драматургия, театр
      Николай Дьяконов. Жизнь, драматургия, театр
      Сборник статей
    • Кипиево - село припечорское
      Кипиево - село припечорское
      Канев А. В.
      Научно-популярная литература
    • Азбука от А до Я
      Азбука от А до Я
      Герасименко А. В.
      Научно-популярная литература
    • Время. Люди. Судьбы
      Время. Люди. Судьбы
      Мачуров С. К.
      Воспоминания
    • Память о прошлом и настоящем. Для будущего
      Память о прошлом и настоящем. Для будущего
      Павлюшин С. Е.
      Научно-популярная литература
    • Город Сыктывкар и его обитатели на страницах газеты
      Город Сыктывкар и его обитатели на страницах газеты
      Колегов Б. Р.
      Научно-популярная литература
    • В гостях у сновидений
      В гостях у сновидений
      Леонтьева Е. И.
      Сборник
    • Планида Сергея Капустина
      Планида Сергея Капустина
      Рейзер Л. Ю.
      Научно-популярная литература
    < >
    Яндекс.Метрика