г. Сыктывкар

ул. Советская, 13

8 (8212) 255-422

leninka@nbrkomi.ru

Пн. - пт. с 10.00 до 20.00

Суббота - выходной

Воскресенье с 10.00 до 17.00

Последняя среда месяца - санитарный день

НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Умная библиотека для общества знаний

Меню
31 января 2022

Есть ли в мозге арт-отдел?

Совместимы наука и искусство? Может ли созерцание произведений искусства сделать нас счастливее? Как на самом деле наш мозг распознает цвета, фигуры на знаменитых полотнах? Как мы понимаем, что красиво, а что нет? Эти и многие другие вопросы ставили перед собой исследователи относительно молодой, но уже очень популярной дисциплины – нейроэстетики.

Теории основателей нейроэстетики

Впервые мир услышал о концепции нейроэстетики в 1990-х годах благодаря трудам профессора Университетского колледжа в Лондоне Семира Зеки. Он и его коллега – директор Исследовательского центра высшей нервной деятельности Вилейанур Рамачандран внесли большой вклад в ее развитие.

Нейроэстетика изучает реакции мозга на художественные явления и совмещает в себе основы искусства, когнитивной психологии и нейробиологии.

C появлением функциональной томографии, стали доступны для изучения все зоны головного мозга, это расширило поле для исследований, ученые узнали, какие зоны мозга активируются при "встрече" человека с искусством.

В следствии экспериментов Семир Зеки выяснил, что у несколько десятков испытуемых, которые смотрели на картины известных художников, увеличилась активность зон головного мозга на 10%, так же ученый заметил всплеск дофамина (служит важной частью «системы вознаграждения» мозга, стимулирует и фокусирует человека на продуктивной деятельности).

Семир Зеки предложил два основных закона обработки зрительной информации в мозге: закон постоянства и закон абстракции, а его коллега Вилейанур Рамачандран разработал восемь законов художественного опыта.

Семир Зеки; Фото: www.humanitiesfutures.org
Семир Зекиwww.humanitiesfutures.org
Вилейанур Рамачандран; Фото: www.wellnessbuddhainfo.com
Вилейанур Рамачандранwww.wellnessbuddhainfo.com

Красный, синий, зеленый

Смешивание лучей света; Фото: www.batenka.ru
Смешивание лучей светаwww.batenka.ru

Один из законов, описанный Рамачандраном, называется группировка. Ученый объясняет его так: мозг человека получает удовольствие, когда ему удается разгадать загадку или из хаотично разбросанных элементов собрать цельный образ. Именно поэтому нам так нравится разглядывать картины импрессионистов или пуантилистов.

Цветовое многообразие - зрительная иллюзия! На уровне сетчатки мы видим три основных цвета синий, зелёный и красный, причём поточечно. Слияние точек и формирование многообразия цветов - функция коры больших полушарий. В середине XIX века Герман Гельмгольц представил свою теорию цветоощущения в нескольких книгах, которые попались молодым французским художникам. Последние стали писать чистыми цветами, отказываясь от смешивания краски на палитре. Так работы Гельмгольца повлияли на возникновение импрессионизма. Этот же закон оптики использовали художники-пуантилисты, рисующие точками, это самое настоящее проявление нейроэстетики.

Источник: портал «Научная Россия» 

Жорж Сёра «Сена у острова Гранд-Жатт», Весна. 1888 г.; Фото: www.impressionism.su
Жорж Сёра «Сена у острова Гранд-Жатт», Весна. 1888 г.www.impressionism.su

Предлагаем Вам познакомиться с книгами по истории цвета. Познакомиться с художниками, которые писали свои картины в технике пуантилизма.

Психология цвета.
Браэм Г.
Учебник
Инв. номер 1337761
Шифр 88.3
- Цвета рождают настроение. - Цвета пробуждают симпатии и антипатии. - Цвета манипулируют нашими впечатлениями. - Цвета влияют на принятие решений. - Цвета определяют действия. - Цвета делают больными. - Цвета исцеляют. Увлекательное путешествие в очаровывающий мир «визуальных чувств».
Цвет + форма.
Ефимов А. В.
Монография
Инв. номер 1376034
Шифр 85.103(0)
Книга профессора Московского архитектурного института, доктора архитектуры Андрея Ефимова посвящена проблеме взаимодействия цвета и формы в искусстве 20-21-го веков. Четкий системный подход автора к истории изобразительного искусства, необходимый для анализа развития цветопространственных отношений, сочетается с увлекательным и информативным изложением материала об основных художественных течениях этого периода. Заключительный раздел издания, проиллюстрированный работами студентов МАРХИ, суммирует опыт художественных направлений в колористическом формообразовании. Книга содержит огромный иллюстративный материал и предназначена для студентов и преподавателей архитектурных, дизайнерских и художественных вузов; она полезна и тем, кто интересуется проблемами современного искусства и создания новой гармоничной среды обитания.
Постимпрессионизм.
Байрамова Л. Э.
Альбом
Инв. номер 1340721
Шифр 85.14
Ван Гог, Гоген и Сера - художники, окончившие свои дни больше ста лет тому назад, но их картины и письма волнуют нас до сих пор. Вся жизнь этих необыкновенных, сильных и страстных людей пройдет перед глазами читателей на страницах этой книги.
Импрессионизм: Новые пути в искусстве.
Хилл Я. Б.
Альбом
Инв. номер 1279589
Шифр 85.143(4)
Движение импрессионизма принесло с собой самые большие новшества в искусство со времен Ренессанса. Картины импрессионистов, впервые представленные широкой публике в 1874 году, были первоначально объектом оскорблений и безжалостной критики. Через сто лет эти произведения воспринимались и оценивались как самые непосредственные, живые и значительные.
Жизнь Сёра.
Перрюшо А.
Монография
Инв. номер 1216894
Шифр 85.14
Настоящая книга Анри Перрюшо продолжает его серию "Искусство и судьба". Она рассказывает о жизни и творчестве Жоржа Сера (1859-1891), художника-неоимпрессиониста, возглавившего течение, получившее в живописи название дивизионизма или пуантилизма.
 Клод Моне.
Декер М.
Монография
Инв. номер 1300539
Шифр 85.14
Настоящее издание представляет собой жизнеописание выдающегося французского художника XIX-XX веков Клода Моне, признанного мэтра импрессионизма, которого называли поэтом, сочиняющим гимны цвету и свету.
Чарующее безумие.
Кинг Росс
Монография
Инв. номер 1383657
Шифр 85.143(4)
Клод Моне, которому исполнилось 73 года, обосновался в Живерни, где обустроил свой персональный райский сад с рукотворными прудами и селекционными лилиями. Французские газеты информировали читателей, что прославленный мастер удалился на покой. И все же, газеты поторопились списывать Моне со счетов. Вопреки личным и мировым катаклизмам, вопреки нездоровью, неуверенности в своих силах и солидному возрасту художник приступил к воплощению самого масштабного художественного проекта за всю свою артистическую карьеру – грандиозного цикла пейзажей с водяными лилиями.
Как говорить с детьми о Моне.
Корте А.
Монография
Инв. номер 1384001
Шифр 85.143(4)
Клод Моне — французский живописец-пейзажист, один из основателей импрессионизма. Вместе со своими учениками способствовал рождению нового стиля в живописи и доказал, что впечатление от произведения важнее, чем слепое следование канонам. Эта книга — must-have для родителей, которые хотят привить своим детям любовь к искусству. Уникальные стратегии общения, простые и доступные диалоги и великолепные комиксы помогут вам объяснить ребенку, кто такой Клод Моне, какой вклад он внес в развитие мировой культуры и почему всем следует помнить о нем.

Привлекательные прямые линии

Пит Мондриан «Композиция с овальными и цветными плоскостями II», 1914 г.; Фото: www.artifex.ru
Пит Мондриан «Композиция с овальными и цветными плоскостями II», 1914 г.www.artifex.ru

Зрительный сигнал от глаза проходит до головного мозга через несколько этапов обработки. Таких как таламус. Тут у увиденного изображения регулируются контраст и границы темных и светлых участков. В затылочной зоне нашего мозга были обнаружены нейроны, каждый из которых реагирует на линию своей ориентации. Первое, что ловит наша зрительная система — это короткие отрезки прямых под разными углами к горизонту.

Порадуйте свой мозг разглядыванием картин направлений - кубизм и оп-арт, абстракция!

 Пит Мондриан
Дейхер С.
Альбом
Инв. номер 1313221
Шифр 85.14
Ключевая фигура международного авангарда, Пит Мондриан (1872-1944) был одновременно выдающимся художником и ведущим теоретиком искусства, влияние которого ощущается и по сей день. Придумав термин "неопластицизм", он придерживался стиля живописи, состоящего только из основных цветов на фоне сетки из черных вертикальных и горизонтальных линий и белого базового фона.
Виктор Вазарели
Хольцхай М.
Монография
Инв. номер 1313210
Шифр 85.14
Продолжающаяся серия, выпускаемая совместно с немецким издательством "Taschen". В центр его внимания попадали исключительно оптические эффекты и искусство спонтанного восприятия. Он развивал живописный язык, опирающийся на законы восприятия цвета и формы. Творениями, которые бросают вызов и способствуют раздражению глаз, Вазарели определенно внес вклад в искусство, опирающееся исключительно на оптические эффекты, это искусство позднее стало известно под названием «оп-арт».

Сила искусства

; Фото: www.kartinkin.net
www.kartinkin.net

Предлагаем вам книги о механизмах восприятия и влияния на нас произведений искусства:

Психология искусства
Выготский Л. С.
Монография
Инв. номер 1259544
Шифр 88.4
Книга выдающегося советского ученого Л. С. Выготского «Психология искусства» вышла первым изданием в 1965 г., вторым – в 1968 г. и завоевала всеобщее признание. В ней автор резюмирует свои работы 1915–1922 годов и вместе с тем готовит те новые психологические идеи, которые составили главный вклад Выготского в науку. «Психология искусства» является одной из фундаментальных работ, характеризующих развитие советской теории и искусства.
 Психология искусства
Кулка И.
Монография
Инв. номер 1358817
Шифр 88.8
Книга Иржи Кулки ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА - это своеобразная энциклопедия для всех тех, кто хочет или уже занимается искусством, равно и для тех, кому будет интересно узнать, почему искусство может оказывать столь сильное и объемное влияние на нашу жизнь. Автор описал механизмы восприятия произведений искусства. В книге представлены практически все виды искусства и специфика их создания и восприятия - кино, музыка, художественные, драматические произведения, архитектура, фотография и т.д. Автор также объяснил механизмы их влияния на человека, в том числе - их психотерапевтический потенциал.
Как искусство может сделать вас счастливее
Пейн Б.
Популярное издание
Инв. номер 1390158
Шифр 88.8
Эта книга о том, как искусство может сделать вас счастливыми. Автор рассказывает про бесконечный источник радости в жизни, которым и является искусство. Это простое и практичное руководство поможет обычным поможет сделать отношения с искусством вдохновляющими. С подсказками о том, как посещать музеи, как говорить об искусстве на коктейльных вечеринках, и как позволить искусству вдохнуть в самого себя жизнь. Ну как, готовы стать человеком, влюбленным в искусство?
 Сила искусства
Шама С.
Cправочное издание
Инв. номер 1394358
Шифр 85.103(0)
«У великого искусства ужасные манеры!» С первых строк этого драматичного повествования становится очевидно: знаменитый историк и популяризатор науки Саймон Шама не намерен примерять на себя роль авторитетного музейного гида, неспешно ведущего от шедевра к шедевру доверчивую группу жаждущих прикоснуться к прекрасному. А потому не надейтесь на легкую прогулку по музейным залам - вместо нее эксцентричный провожатый, ни секунды не помешкав на пороге, просто втолкнет вас в двери мастерской, где в этот самый момент является на свет одно из самых значимых произведений искусства. Возможно, перспектива стать свидетелем этого и лицом к лицу столкнуться с его создателем не тревожит вас заранее? Ну что ж, автор постарается это исправить. Решительно споря с теми, кто считает романтическими сказками истории о мятущихся гениях и мучительности акта творения, Саймон Шама бесстрашно рассуждает о мощи, которой невозможно противостоять, о непреодолимой жажде, о сокрушительной страсти - о преобразующей силе искусства, перед лицом которой оказываются бессильны и зритель, и сам творец.

Предлагаем вашему вниманию лекцию «Нейродетерминанты эстетики: мозг человека и восприятие искусства» Вячеслава Дубынина — профессора, доктора биологических наук. Вячеслав Альбертович работает ведущим научным сотрудником кафедры физиологии человека и животных Биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Дубынин Вячеслав Альбертович, WINZAVOD Center for Contemporary Art

с 25 января 2022 года до завершения периода эпидемиологического неблагополучия библиотека работает только на прием и выдачу книг, оформленных по предварительному заказу по телефону: 8 (8212) 255-422 (доб. 552).

Чтобы получить книги во временное пользование в города и районы республики, можно воспользоваться услугой межбиблиотечного абонемента, обратившись по телефону (8212) 255-422 (доб. 541) или отправив заявку по электронной почте mba@nbrkomi.ru.

Услуга электронной доставки документа позволит получить копию фрагмента книги.

ЕСТЬ ЛИ В МОЗГЕ АРТ-ОТДЕЛ?
Теории основателей нейроэстетики
Красный, синий, зеленый
Привлекательные прямые линии
Сила искусства
  • Коактивный коучинг
    Коактивный коучинг
    Практическое пособие
  • Криптвоюматика 2.0
    Криптвоюматика 2.0
    Марков А.
    Научно-популярная литература
  • Жлобология 1.7: откуда берутся деньги и почему не у меня
    Жлобология 1.7: откуда берутся деньги и почему не у меня
    Марков А. В.
    Научно-популярная литература
  • Радикальная прямота
    Радикальная прямота
    Скотт К.
    Научно-популярная литература
  • Думай в других форматах
    Думай в других форматах
    Брабандер Л. де
    Научно-популярная литература
  • Офигенно!
    Офигенно!
    Коробкина А.
    Научно-популярная литература
  • Психология инвестирования
    Психология инвестирования
    Ричардс К.
    Научно-популярная литература
  • Ты стоишь больше
    Ты стоишь больше
    Тамазова Е. Г.
    Научно-популярная литература
< >
Яндекс.Метрика