12 октября 2021
Всё новое для ВасНа выставке представлены научные издания, каталоги выставок, коллективные монографии, посвященные изобразительному искусству XX-XXI веков. Особый интерес вызывает исследование Ирины Руцинской, вышедшая в издательстве «БуксМарт» - «Иконография Сталина: репрезентация власти в советском искусстве 1930-1950-х годов». На протяжении четверти века создание образа Сталина оставалось главной темой советского искусства. Огромное количество произведений, миллионы их репродукций, сотни выставок и экспозиций обеспечивали ежедневное и повсеместное «присутствие» вождя в жизни каждого советского человека.
Всем, кому не безразлична судьба современного искусства Республики Коми, рекомендуем каталог «Первой биеннале современного искусства «Арт-коллаборации. Синтез искусств», изданный Национальной галереей РК по итогам одноименного выставочного проекта в 2019 году. Тема современного искусства продолжается в каталогах московской галереи «Триумф» (каталог работ санкт-петербургской художницы Евы Хелки «Остров» и Екатерины Герасименко «Помехи»).
Современное искусство в том виде, каким мы его знаем, не было бы возможно без исканий художников начала XX века. Об этом в монографии Елены Сидориной исследующей концептуальное многообразие русского авангарда и посвященное осмыслению истоков и сущностных особенностей сложного «маршрута» творчества Казимира Малевича в книге «Казимир Малевич и его пророчество о «новом бытии».
Надеемся, эти и другие книги нашей виртуальной выставки, помогут Вам составить визуальный образ XX-XXI веков.
 |
Герасименко Е.
Каталог Инв. номер 1396458-и Шифр 85.10 Страсть к наблюдению и тонкий психологизм — так можно в нескольких словах описать творческий подход, выбранный Екатериной Герасименко. В основе живописных работ художницы фотографии разнообразных локаций. Они воспроизводят нетронутую реальность, а Екатерина впоследствии дополняет ее деталями, порой сюрреалистичными и неожиданными. |
 |
Руцинская И. И.
Монография Инв. номер 1396623-и Шифр 85.10 На протяжении четверти века создание образа Сталина оставалось главной темой советского искусства. Тысячи произведений, миллионы их репродукций, сотни выставок и экспозиций обеспечивали ежедневное и повсеместное «присутствие» вождя в жизни каждого советского человека. В монографии Ирины Руцинской впервые на основании более чем тысячи произведений живописи и графики выведены основные иконографические схемы, в рамках которых происходила визуализация образа Сталина, от детства до смерти вождя. Повторяющиеся изобразительные образцы рассматриваются не в качестве единичных примеров, но как тотальный принцип визуальной репрезентации власти в советском искусстве, прослеживаются трансформации, связанные с рождением новых мифологем в структуре сталинского мифа. Визуальный материал исследуется не изолированно, а в широком социокультурном контексте эпохи. Издание обращено не только к искусствоведам, культурологам и историкам, но и к широкому кругу читателей, что обусловлено неослабевающим интересом к советской повседневности, сталинской эпохе и спорной личности самого Сталина. |
 |
Монография Инв. номер 1395581-и Шифр 85.10 Коллективная монография «Связь времен: история искусств в контексте символизма» является результатом фундаментальных гуманитарных исследований в рамках научного проекта «Символизм на фоне истории искусств» (2017-2019). В работе над трудом приняли участие ведущие отечественные и иностранные специалисты в области изучения искусства Нового и Новейшего времени. Сквозь призму символизма, одного из доминирующих художественных направлений конца XIX - начала XX, авторы рассматривают изменения принципов творческого мышления в искусстве эпохи модерна, анализируют влияние этого процесса на дальнейшие образные поиски XX - XXI веков. В связи с формированием поэтики рубежа XIX - XX столетий особое внимание уделяется диалогу символизма с предшествующими периодами развития истории искусства. Новаторский междисциплинарный подход к построению композиции, концептуальная содержательность авторских текстов, редкий иллюстративный материал обуславливают актуальность данного труда в профессиональной среде, а также делают издание интересным для широкого круга читателей. |
 |
Монография Инв. номер 1395582-и Шифр 85.10 |
 |
Монография Инв. номер 1395583-и Шифр 85.10 |
 |
Сидорина Е. В.
Монография Инв. номер 1395584-и Шифр 85.10 Монография продолжает начатое Еленой Сидориной в конце 1960-х годов исследование концептуального многообразия русского авангарда (включая и его философскую ветвь) и посвящена осмыслению истоков и сущностных особенностей сложного «маршрута» творчества Казимира Малевича, концептуальной путеводной нитью которого явилась идея супрематии беспредметности, а важнейшие черты – попытка совместить позицию пророка с позицией авангардного творческого лидера в России революционных лет, выход его размышлений к осознанию эсхатологического аспекта отношений бытия и искусства (отношений «этого мира» и «мира иного») и итоговое устремление Малевича к высотам Искусства, названное им самим дальнейшим восхождением. |
 |
Инв. номер 1397064-и Шифр 85.10 Первая биеннале современного искусства «Арт-коллаборация. Синтез искусств», состоявшаяся в 2019 году в Сыктывкаре, объединила на своих площадках художников Москвы, Санкт-Петербурга,Сыктывкара, Ухты, Кирова, Новгорода, Череповца, Ярославля, Ижевска, Петрозаводска, Мурманска. Проект задумывался не просто как эксплуатация выставочных пространств столицы Республики Коми, но как новая художественная институция, призванная на регулярной основе представлять панораму современного искусства обеих столиц и северных регионов России, выявлять многообразные тенденции развития современного искусства в контексте мировой художественной культуры. |
 |
Трифонова Г. С.
Монография Инв. номер 1395585-и Шифр 85.10 Монография посвящена художнице урало-волжского региона Валентине Челинцовой, чье творчество рассматривается в тесном переплетении с проблемами и судьбами отечественного искусства конца 1920-х 1980-х годов. Челинцова - живописец, скульптор, педагог, воспитавший многих художников и архитекторов в Челябинске и Саратове. Она работала в станковой оригинальной и печатной графике, особенно высоких творческих результатов достигла в книжной графике, особенно тесно сотрудничала с издательством «Детская литература». Свое оригинальное пластическое видение Челинцова оформила в рукописи «О симфонизме в композиции картины», которая впервые публикуется в данном издании. Дополняют итоговую монографию каталог художественного наследия, альбом репродукций, воспоминания учеников и письма. Издание предназначено для искусствоведов, историков и краеведов, молодых художников, а также для всех, кто стремится искать и находить внутренние закономерности движения процесса искусства и подниматься до новых обобщений знаний и представлений об искусстве России ХХ века. |
 |
Хелки Е.
Каталог Инв. номер 1396457-и Шифр 85.10 Ева Хелки в своих работах воплощает мифические сюжеты и архетипы, героями которых становятся близкие ей люди. С одной стороны, это будто бы набор древних исторических повествований, рассказанных с помощью проекции на существующую в настоящем времени реальность. С другой, — это куда более тонкая и довольно интимная история, сотканная из различных метаморфоз, происходящих с персонажами. Ева Хелки живет и работает в Санкт-Петербурге. |
|
|
|