г. Сыктывкар

ул. Советская, 13

8 (8212) 255-422

leninka@nbrkomi.ru

Пн. - пт. с 10.00 до 20.00

Суббота - выходной день

Воскресенье с 10.00 до 17.00

Последняя среда месяца - санитарный день

НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Умная библиотека для общества знаний

Меню
Пушкинская картаВорсантор (Время играть)Национальная электронная библиотека Республики КомиКультурная карта Республики КомиМы из КомиМифологическая карта Республики Коми. Проект «Время героев»Книжные памятники Республики КомиСвятые новомученики земли КомиБиблиотека памяти. Великой победе посвящаетсяЛегион умниковМузей книжной культурыЛитературные прогулки по Республики КомиЛитРес
28 сентября 2023

Воспитывайте себя

Василий Александрович Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.

«Что было главным в моей жизни?

Не раздумывая, отвечаю: любовь к детям».

В. А. Сухомлинский

Семья. Школьные и студенческие годы

Родился Василий Александрович 28 сентября 1918 года в семье плотника в селе Васильевка, Кировоградской области (Украина).

После Октябрьской революции его отец – Александр Емельянович, руководил колхозом, был сельским корреспондентом, преподавал труд в поселковой школе. Это был трудолюбивый человек. Он и пахал, и столярничал, мастерил колеса и музыкальные инструменты. У него были золотые руки.

Мать Василия Александровича – Оксана Иудовна - под стать мужу: умная, трудолюбивая, заботливая. Родители не применяли к детям физических мер наказания. Дети никогда не слышали от отца и матери грубых слов или окриков.

Василий Сухомлинский (слева) с сестрой и братом. 1929 годФото: Изображение из открытых источников
Василий Сухомлинский (слева) с сестрой и братом. 1929 годИзображение из открытых источников

В семье было четверо детей – три сына и дочь, и все они стали учителями. А. Борисовский в своей биографической книге «В. А. Сухомлинский» (М., 1985) объясняет этот факт тем, что в семье были сильны традиции народной педагогики, родители были прирожденными педагогами.

Борисовский А. "В. А. Сухомлинский". Москва. 1985
Борисовский А. "В. А. Сухомлинский". Москва. 1985

Детство Сухомлинского пришлось на тяжелое время: гражданская война, разруха, голод, вражда, ненависть. В 1934 году В. С. Сухомлинский стал студентом факультета языка и литературы Кременчугского педагогического института. На втором курсе болезнь надолго уложила его в постель. А тем временем филологический факультет Кременчугского института перевели в Полтавский педагогический институт.

Василий Сухомлинский. 1934 годФото: Изображение из открытых источников
Василий Сухомлинский. 1934 годИзображение из открытых источников

Поправив здоровье, Сухомлинский стал учительствовать. Было ему тогда 17 лет. Три года (с 1935 по 1938 год) он преподавал родной язык и литературу в школах недалеко от родного села. В 1936 году он поступил на заочное отделение в Полтавский учительский институт и за два года закончил его и экстерном закончил еще и педагогический институт.

Призвание высокое, благородное

После окончания института Василий Александрович получил направление в Онуфриевку – районный центр Кировоградской области, где и проработал до начала Великой Отечественной войны. Сначала учителем, а через некоторое время завучем.

Его интересовал каждый ребенок: хотелось узнать, чем он живет, что его волнует, какие у него радости и невзгоды. Круг его юных друзей с каждым днем расширялся. К нему льнули даже те ребята, у которых он не преподавал. На собственном опыте Сухомлинский убедился, что дети тянутся к тому, кто любит с ними общаться.

Как преподавателю языка и литературы ему поручили руководить литературным кружком. На этих занятиях Сухомлинский читал и свои стихи – более 30 его стихотворений было опубликовано в районных и областных газетах. Вокруг педагога объединилась группа юных поэтов и любителей художественного слова.

В. А. Сухомлинский среди детейФото: Изображение из открытых источников
В. А. Сухомлинский среди детейИзображение из открытых источников

В те годы советских людей волновали первые дальние перелеты наших летчиков, походы в далекую Арктику, строительство новых городов. И Сухомлинский играл с детьми в «путешественников», открывателей новых земель. Он читал детям книги, и они переживали удивительные приключения Амундсена и Миклухи-Маклая, играли в «челюскинцев». Сухомлинский был убежден, что нельзя детей воспитывать без романтики, вне семейно-дружеской обстановки.

Испытание огнем

Единственный раз, когда Сухомлинский оставил родные места и любимую работу – годы Великой Отечественной войны. В июле 1941 года его призвали в армию, а уже в августе он был в действующей армии политруком стрелковой роты. Часть, в которой служил Сухомлинский, сражалась на Смоленской земле. Он познал горечь отступления, сдерживал натиск врага на полях Подмосковья. В осеннюю непогоду и в морозную стужу совершал марши по бездорожью, поднимал солдат в атаку, забрасывал гранатами вражеские траншеи. Участвовал в наступательных боях под Москвой.

В феврале 1942 года Сухомлинский воевал на Калининском фронте. В боях под Ржевом он поднял роту в атаку и был тяжело ранен. Находился на излечении в эвакогоспитале в Ижевске. Медицинская комиссия признала Сухомлинского не годным к дальнейшей службе: нерв левой руки был перебит, в груди было несколько осколков. Направили его в поселок Ува (Удмуртия) на должность директора школы. Было ему тогда 24 года.

В. А. Сухомлинский за работойФото: Изображение из открытых источников
В. А. Сухомлинский за работойИзображение из открытых источников

В годы войны нелегко было работать в школе. Зимой здание плохо отапливалось, на занятиях учителя и ученики не снимали верхней одежды. У школьников не было учебников, писали на газетах. А самое страшное, что коренные жители, а особенно эвакуированные испытывали материальные затруднения и нужду, а это сказывалось на здоровье детей.

Василий Александрович, приняв школу, стал, прежде всего, заботиться об укреплении здоровья детей. Он обращался в партийные и профсоюзные органы и добивался, чтобы особо нуждающимся ученикам и учителям оказывали помощь. В Увинской средней школе Сухомлинский проработал полтора года.

После войны

Весной 1944 года, когда советские войска освободили от фашистских оккупантов Кировоградскую область, Василий Александрович возвращается на родину. В течение четырех лет он работал заведующим Онуфриевским районным отделом народного образования и по совместительству учительствовал в средней школе.

В 1948 году его назначили директором Павлышской школы. Первое время работа протекала в трудной обстановке. Двадцать девять месяцев оккупации оставили страшные следы. Кабинеты, библиотека, богатый плодовый сад – все было уничтожено, даже парты были сожжены. Пришлось все восстанавливать.

Павлышская средняя школаФото: Иллюстрация из книги А. Борисовского «В. А. Сухомлинский» (М., 1985)
Павлышская средняя школаИллюстрация из книги А. Борисовского «В. А. Сухомлинский» (М., 1985)

Взгляды на воспитание

После самой страшной в истории человечества войны дети, как и их родители, были душевно изранены. Как учить их, как воспитывать, как заставить их вновь поверить в добро? Это было тогда чрезвычайно трудно, но Сухомлинский справился с этой общей бедой, как настоящий человек и учитель. Он решил отогреть души детей, а для этого надо было хорошо знать психологию ребёнка.

В своем педагогическом коллективе Павлышской средней школы он организовал постоянно действующий психологический семинар, на котором составлялись психолого-педагогические характеристики на учеников, особенно на трудных, но бывало и на одаренных. На основе их строилась вся учебно-воспитательная работа в школе. Сам Сухомлинский выстроил особые педагогические отношения с учениками: всегда знакомился с ними заранее, лет с 5-6-ти, с их родителями, узнавал об их быте и проблемах еще до того, как они шли в первый класс. Он водил их на экскурсии на природу, учил слушать её, видеть прекрасное в окружающем мире.

В. А. Сухомлинский с детьмиФото: Иллюстрация из книги А. Борисовского "В. А. Сухомлинский" (М., 1985)
В. А. Сухомлинский с детьмиИллюстрация из книги А. Борисовского "В. А. Сухомлинский" (М., 1985)

Сухомлинский соединял чувственное и разумное восприятие мира детьми. Воспитанию чувств он уделял огромное значение, пробуждая в каждом ребенке чувство восприятия красоты, даже в малом, в природе ли, в отношениях людей или в щебетании птиц.

Много лет трудясь над формированием души ребенка, он пришел к выводу, что человек во взрослом состоянии совершает дурные поступки или даже серьёзные преступления от того, что в детстве его не научили тонко чувствовать окружающий мир, не пробудили, таким образом, его душу. Чувственное восприятие мира не складывается только опытным путем. Оно может быть сформировано лишь в сочетании с творчеством. Из всех основных форм творческой деятельности Сухомлинский избрал словотворчество. Он был замечательным учителем словесности, знал и понимал Слово, был полиглотом. Формой словотворчества было сочинительство сказок. Сказки были избраны не случайно, они имеют народные корни, а значит, более понятны и занятны детям, их можно свободно сочинять, давая волю детской фантазии. Таким образом, ученики Павлышской школы сочинили множество сказок.

Эти сказки в 70-е годы XX века передавали по радио и телевидению, а также публиковали в «Литературной газете». Читатели Национальной библиотеки могут познакомиться с «Павлышевскими сказками», опубликованными в январском номере «Литературной газеты» за 1974 год. Каждая сказка занимает не больше 10-15 строк, а возраст юных сказочников от 8 до 12 лет.

Фрагмент статьи в "Литературной газете" от 1 января 1974 года
Фрагмент статьи в "Литературной газете" от 1 января 1974 года

Народная педагогика

В своей книге «100 советов учителю» Сухомлинский писал о том, что ребёнок является существом, которое мыслит, познает мир не только вокруг себя, но ещё и познает самого себя. Причём это знание приходит не только умом, но и сердцем. По-настоящему любит свой предмет лишь тот педагог, который на уроке излагает сотую долю того, что знает. Чем богаче знания педагога, тем ярче раскрывается его личное отношение к знаниям, науке, книге, умственному труду, интеллектуальной жизни. Это интеллектуальное богатство и есть влюбленность учителя в свой предмет, в науку, школу, педагогику.

Сухомлинский В. А. "Сто советов учителю". Киев. 1984
Сухомлинский В. А. "Сто советов учителю". Киев. 1984

Педагог становится светочем знаний – и поэтому воспитателем – лишь тогда, когда у воспитанника появляется желание знать несравненно больше, чем он узнал на уроке, и это желание становится одним из главных стимулов, побуждающих воспитанника к учению, к овладению знаниями. Но учитель – это не только специалист, который умеет передавать знания следующему поколению, но также он играет большую роль в том, чтобы сделать из ребёнка человека, а именно человека будущего, от которого зависит будущее целой страны.

Сухомлинский считал, что труд должен стать главным в жизни ученика. Народная педагогика знает, что ребёнку посильно и что непосильно, потому что в ней органически сочетается жизненная мудрость с материнской и отцовской любовью. Чтобы ребёнку хотелось хорошо учиться, и этим он стремился приносить радость матери и отцу, нужно беречь, лелеять, развивать у него чувство гордости труженика. Это значит, что ребёнок должен видеть, переживать свои успехи в учении. Человеческие отношения раскрываются ярче всего в труде – когда один что-то создаёт для другого.

Взаимодействие учителя с родителями

Задача педагога, по мнению Сухомлинского – не только уметь правильно определять причины и последствия в воспитании, но и влиять на жизнь ребёнка, при этом разделять свои заботы с родителями. Педагогу нужно работать, чтобы у матери и отца было единое представление о том, кого они вместе со школой воспитывают, а отсюда и единые требования, прежде всего – к самим себе. Добиться того, чтобы отец и мать как воспитатели выступали в единстве – значит научить мудрости материнской и отцовской любви, гармонии доброты и строгости, ласки и требовательности.

В Павлышской средней школе Сухомлинский реализовал свои творческие проекты «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток. Успешно проводились семинары по психологии и коллоквиумы по педагогике, факультативы по семейной жизни и этике для старших классов, функционировал и развивался родительский клуб.

В. А. Сухомлинский за работойФото: Изображение из открытых источников
В. А. Сухомлинский за работойИзображение из открытых источников

Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро», эти слова педагога стали известным афоризмом. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но делать это надо совместно с родителями. Важно, чтобы семья и школа подходили к воспитанию детей одинаково, давая возможность развитию гармоничной личности.

Сухомлинский организовал обучение родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за два года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и прочее. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой.

Василий Александрович Сухомлинский внес значительный вклад в развитие идей гуманности. По его мнению, чтобы нравственный идеал стал реальностью, необходимо учить детей правильной жизни, правильным поступкам и отношению к людям и к самому себе. Он советует педагогам бояться, как огня, детского одиночества – самую страшную беду школьной жизни.

Воспитатели, порой увлекаясь показными, эффектными мероприятиями, забывают о сущности воспитания – человеческих взаимоотношениях. Любовь и уважение учителя к ребенку, воспитание в ребенке чувства прекрасного, желание помочь ребенку возрасти в цельного и нравственного человека и взаимодействие с родителями для достижения этой цели заложило основание успешной новаторско-педагогической системы Сухомлинского, признанной и используемой лучшими учителями мира.

Жизнь, отданная детям

Сухомлинский интересовался генетикой, автоматикой, электроникой, астрономией. Знал немецкий, польский, словацкий языки. Читал и переводил со словарем с чешского, болгарского и французского. По своей образованности, широким умственным интересам стоял по-настоящему с веком наравне.

Анна Ивановна – супруга Василия Александровича, вспоминала, что у Сухомлинского рабочий день начинался с 4 часов утра. До 8 часов он занимался научной работой. С 8-ми приступал к своим обязанностям директора. Шел в учительскую и до начала занятий беседовал с учителями, учениками, их родителями. У него были свои уроки, обычно один урок в день. Потом посещал уроки учителей.

Во второй половине дня Василий Александрович всегда был с детьми. Он ходил с ними в сад, лес, на пришкольный опытный участок, на колхозное поле. Вечера он посвящал чтению методической, художественной литературы, периодической печати, семейным прогулкам и беседам. Читал и писал очень быстро. У него была прекрасная память.

Большие способности, трудолюбие, целеустремленность, любовь к детям и педагогике помогли Сухомлинскому достичь вершин науки.Василий Александрович вел активную общественно-политическую деятельность – был депутатом поселкового совета и района, участвовал в научно-педагогических конференциях и семинарах.

Научная, учительская и общественная деятельность Сухомлинского были высоко оценены – он был награжден двумя орденами Ленина, многими медалями СССР, медалью А. С. Макаренко. В 1957 году он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР. В 1968 году ему присвоили высокое звание Героя социалистического труда.

Медаль А. С. МакаренкоФото: Изображение из открытых источников
Медаль А. С. МакаренкоИзображение из открытых источников

2 сентября 1970 года жизнь великого ученого-педагога оборвалась. Он оставил после себя большое педагогическое наследие, в котором отразились ключевые проблемы образования и воспитания детей.

Открытие надгробного памятника В. А. Сухомлинскому в п. Павлыш. 1972 годФото: Изображение из открытых источников
Открытие надгробного памятника В. А. Сухомлинскому в п. Павлыш. 1972 годИзображение из открытых источников

Что почитать из фонда Национальной библиотеки Республики Коми о В. А. Сухомлинском

Сердце отдаю детям
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям
Монография
В. А. Сухомлинский об умственном воспитании
Сухомлинский В. А. В. А. Сухомлинский об умственном воспитании
Монография
Рождение гражданина
Сухомлинский В. А. Рождение гражданина
Монография

Все выше представленные издания доступны для читателей в читальных залах Национальной библиотеки, некоторые из них можно взять на дом в отделе абонемента.

Виртуальную выставку подготовила Лилия Холопова, библиотекарь отдела основного хранения фондов.

ВОСПИТЫВАЙТЕ СЕБЯ
Семья. Школьные и студенческие годы
Призвание высокое, благородное
Испытание огнем
После войны
Взгляды на воспитание
Народная педагогика
Взаимодействие учителя с родителями
Жизнь, отданная детям
Что почитать из фонда Национальной библиотеки Республики Коми о В. А. Сухомлинском
  • Сэр Мартин. Возвращение на родину
    Сэр Мартин. Возвращение на родину
    Самарский М. А.
  • Брошенные тексты
    Брошенные тексты
    Верник И. Э.
    Биография
  • Леонид Гайдай. Любимая советская комедия
    Леонид Гайдай. Любимая советская комедия
    Раззаков Ф. И.
    Биография
  • Изобретения. Как придумали смайлик, гугл и вертолет
    Изобретения. Как придумали смайлик, гугл и вертолет
    Коломбо М.
    Научно-популярная литература
  • Побеждаешь сегодня-побеждаешь завтра
    Побеждаешь сегодня-побеждаешь завтра
    Кот Д.
    Научно-популярная литература
  • Финансовый гений есть в каждом
    Финансовый гений есть в каждом
    Кузнецов А. П.
    Научно-популярная литература
  • Дизайн впечатлений
    Дизайн впечатлений
    Rossman R.
    Научно-популярная литература
  • SAUDI, INC. История о том, как Саудовская Аравия стала одним из самых влиятельных государств на геополитической карте мира
    SAUDI, INC. История о том, как Саудовская Аравия стала одним из самых влиятельных государств на геополитической карте мира
    Wald E. R.
    Научно-популярная литература
< >
Группа компаний СевермедиаМинистерство культуры и архивного делаБНК информационное агентствоКонсультант плюсГосуслуги Республики КомиРостелекомГазета "Республика"Телеканал "Юрган"Информационное агентство КомиинформГТРК КомигорГазета РадугаЖурнал АРТСоюз писателей Республики КомиНациональная галерея Республики КомиКоми научный центр
Яндекс.Метрика