г. Сыктывкар

ул. Советская, 13

8 (8212) 255-422

leninka@nbrkomi.ru

Пн. - пт. с 10.00 до 18.00

Суббота, воскресенье - выходной

Последняя среда месяца - санитарный день

НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Умная библиотека для общества знаний

Меню
24 июня 2022

Петр I. От истоков до величия. Часть 4. Кабинет чудес: о петровской Кунсткамере

Кто из нас не хочет увидеть настоящее чудо или хотя бы услышать о нем? Пожалуй, такого человека не найдется. К сожалению, чудеса случаются редко, и далеко не каждому человеку выпадает их увидеть. Но есть в Петербурге одно волшебное место, где можно найти сразу множество чудес. Это – Кунсткамера, которую нередко называют «Кабинет редкостей» или «Чудес палата». А еще – это первый российский музей. О нем и пойдет речь.

В залах Кунсткамеры можно увидеть, как создавали свою культуру разные народы мира: в печали и радости, в неустанном труде. Вот почему прогулка по этим залам напоминает настоящее кругосветное путешествие, которое можно совершить за один день. А разве это не чудо?

В Кунсткамере собраны вещи со всего мира, со всех континентов, и они могут рассказать обо всем мире.

С помощью музейных экспонатов мы можем не только посмотреть на многие земли и страны, но и попутешествовать во времени, попасть в те далекие эпохи, которые давно и безвозвратно ушли в прошлое. Нам ничего не стоит, например, оказаться в XVIII столетии, когда жил Петр I, основавший Кунсткамеру.

По воле Петра

В мае 1703 года на болотистых берегах Невы и отвоеванного у шведов морского залива начал строится на Русской земле новый город Санкт-Питер-Бурх – так называли тогда Петербург, город святого Петра.

Петр I на строительстве Петербурга. Гравюра
Петр I на строительстве Петербурга. Гравюра

Прохаживаясь по дикому, заросшему деревьями Васильевскому острову, Петр пытался воочию представить, как же здесь будут выглядеть здания. А вокруг шумели могучие сосны, над редкими березами кричали и кружились грачи.

Вдруг Петр заметил небольшую сосну. Ее ветви причудливо переплелись и вросли в ствол. Получилось полукольцо, похожее на дужку большого амбарного замка.

- Вот так дерево! Дерево-чудище! Дерево-монстр! – воскликнул Петр. Он повелел сосну срубить, часть ствола с вросшей веткой сохранить, а на том месте, где росла сосна, заложить новое здание для Кунсткамеры.

Откуда же у Петра возникла подобная идея? Почему он решил в новом строящемся городе возводить для Кунсткамеры отдельное здание? Ведь до сих пор в России ничего подобного не было.

А дело было так. Петр много путешествовал. В возрасте двадцати пяти лет он увидел Западную Европу, о которой там много рассказывали ему его друзья из немецкой слободы под Москвой, куда Петр в юные годы часто наведывался. Больше всего хотел он увидеть Голландию и Англию: в то время они были научными и промышленными центрами Европы.

За границу Петр поехал не как досужий путешественник, а как человек, желающий все увидеть своими глазами и всему научиться. Царь строил суда, рисовал, вырезал и печатал гравюры, учился часовому делу, ткачеству и шелкопрядству, варил бумагу и все успевал.

Петр I в Зандаме, Голландия. 1697 год
Петр I в Зандаме, Голландия. 1697 год

Посмотрел он и тамошние кунсткамеры – кабинеты кунштов, т. е. коллекции диковинных предметов и редкостей. В ту пору они напоминали лавки, где были выставлены старые монеты, чучела диковинных птиц и скелеты зверей, банки с заспиртованными уродцами и много других невиданных предметов. Вот тогда-то и зародилась у Петра идея: устроить в России такую же Кунсткамеру – «Кабинет редкостей», музей. Да чтобы был он не хуже, чем в Европе.

Годом основания Кунсткамеры большинством историков принято считать 1714 год. Указа об основании Кунсткамеры не обнаружено, его, по-видимому, и не существовало. Основание музея связывают с распоряжением царя перевезти из Москвы в новую столицу Российской империи личное собрание коллекций и библиотеку Петра I, а также книги и коллекции «натуралий» Аптекарской канцелярии, в том числе и купленные во время Великого посольства в Европу.

В Петербурге коллекции были помещены в только что построенный для царя Летний дворец, позже переведены в дом опального вельможи Александра Кикина – Кикины палаты, где в 1719 г. впервые были показаны посетителям.

Кикины палаты
Кикины палаты

Первые коллекции Кунсткамеры

В Голландии Петр познакомился с одним из лучших анатомов того времени Фредериком Рюйшем. Анатомия с конца XVII века была модным увлечением, и каждый правитель стремился иметь своего придворного анатома. Рюйш искусно бальзамировал трупы, готовил препараты человеческих зародышей и устраивал из них необычные композиции. Он изготовил уникальную анатомическую коллекцию. В то время она была знаменита на весь мир. Неравнодушный ко всяким диковинкам, Петр решил приобрести коллекцию Рюйша за тридцать тысяч гульденов – огромные деньги по тем временам. Так, в Петербург были отправлены тысячи анатомических препаратов. Девятьсот из них сохранились до сих пор.

Фредерик Рюйш (1638-1731)
Фредерик Рюйш (1638-1731)

Там же в Голландии, Петр приобрел коллекцию диковинок и редкостей голландского аптекаря Альберта Себы. Не скупясь, покупал любознательный царь за границей целые коллекции и отдельные вещи: книги, инструменты, приборы, оружие, природные редкости. Все это он отправлял в Россию. Так для Кунсткамеры и была собрана обширная коллекция самых различных предметов.

Альберт Себа (1665-1736)
Альберт Себа (1665-1736)

Вернувшись домой, Петр стал обдумывать идею создания в России «Кабинета редкостей», Петр написал письмо немецкому философу и математику Готфриду Вильгельму фон Лейбницу и попросил у него совета. В 25 пунктах немецкий философ изложил свои мысли о том, как надлежит Петру строить музей. Он предложил все экспонаты распределить по трем отделам: отдел природных редкостей, отдел предметов, сделанных рукой человека, и отдел с анатомическими препаратами. Немецкий ученых хотел помочь Петру в его заботах о просвещении России и обстоятельно указал пути распространения знаний: «Для этого потребуются библиотеки, книжные лавки, кабинеты редкостей, естественных и искусственных вещей, ботанические и зоологические сады».

Готфрид Вильгельм фон Лейбниц (1646-1716)
Готфрид Вильгельм фон Лейбниц (1646-1716)

Начиная с 1704 года Петром I был издан ряд указов («О приносе родившихся уродов, так же найденных необыкновенных вещей…» и др.), положивших начала собиранию коллекций для будущего музея. В указах 1718 года предписывалось сдавать за плату в Петербургскую Кунсткамеру «каменья необыкновенные, кости человеческие и скотские, старые надписи на каменьях, железе или меди, старое ружье, посуду, все, что зело старо и необыкновенно».

И понесли, и повезли со всех концов России всевозможные находки. Все путешествующие должны были покупать разные диковинные предметы и у своих, отечественных, и у иноземных «купецких людей».

Приток экспонатов увеличивался с каждым годом: из Выборга прислали овцу, у которой вместо двух – четыре глаза и два языка; из Тобольска было получено несколько барашков: у одного из них восемь ног, у другого три глаза, два туловища и шесть ног. В Нижнем Новгороде родился младенец с тремя ногами, а в Уфе – с двумя головами. Они тоже оказались экспонатами Кунсткамеры.

Чучело двухголового теленка
Чучело двухголового теленка

В Кунсткамере хранились также пушки старинного литья, чучела птиц и животных, препараты по анатомии человека и многое другое.

Что было дальше?

Для начала XVIII века собрание Кунсткамеры было весьма значительным. Кроме того, при музее были еще библиотека и лаборатория. Специальный караул из пяти солдат и ефрейтора охранял его. Посетителей встречали любезно, предлагали «кофе и цукерброды», а тому, кто познатнее, и венгерское с закусками, тогда как в Западной Европе в ту пору за посещение музеев подобного рода взимали плату, и притом немалую, да и доступ туда был открыт далеко не всем.

Одновременно с организацией музея было начато проектирование и строительство специального здания для музея (1718–1727 гг.). Возведенное на берегу Невы в стиле петровского барокко, здание это соседствовало с наиболее важными постройками столицы – домами «Двенадцати коллегий», Биржи, дворцами ближайших сподвижников и членов царской семьи.

Вид Императорской Кунсткамеры. Гравюра. XVIII век
Вид Императорской Кунсткамеры. Гравюра. XVIII век

Кунсткамера быстро стала одной из главных достопримечательностей молодой столицы. Видавшие виды иностранные путешественники были поражены обилием редкостей и богатством собрания. Ничего подобного в Европе тогда не было.

Поначалу вещи в Петровской Кунсткамере накапливались беспорядочно, без всякого смысла и толка. Потом их стали приводить в систему, и постепенно в этой деятельности стала вызревать наука.

В 1725 году состоялось важное событие: в России была создана Академия наук, и первый русский музей был передан ей. Но это случилось уже после смерти Петра.

Жизнь Кунсткамеры после Петра

К середине XVIII века в Кунсткамере было собрано огромное количество всевозможных экспонатов не только из России, но и со всех частей света. Из собрания редкостей музей стал превращаться в настоящее научное учреждение.

В 1747 году случилась страшная беда. Пожар уничтожил большую часть книг и музейных коллекций. Часть коллекции удалось спасти, но ущерб музейному собранию был нанесен огромный. Долго приходила в себя Кунсткамера после пожара. И лишь в 1766 году она вновь открылась для посетителей.

От пожара больше всего пострадали этнографические коллекции. И снова отправились в разные концы света экспедиции, и снова ценные находки стали отовсюду поступать в Кунсткамеру.

Многие ученые трудились в музее: приводили в порядок экспонаты, описывали их, устраивали выставки. В их числе был и М. В. Ломоносов.

Коллекции музея связаны с именами известных русских ученых и путешественников, таких, как И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лисянский, Н. Н. Миклухо-Маклай. Они и многие-многие другие нередко терпели лишения и даже рисковали жизнью, пополняя богатейшее собрание экспонатов Кунсткамеры.

Кунсткамера уже простояла целый век на берегу Невы, когда началось разделение наук на отдельные отрасли. Науки, как дочери, к тому времени заметно повзрослели и покинули отчий дом. Растения переехали в Ботанический институт, чучела животных, рыбы, ракушки – в Зоологический институт и музей, минералы – в Геологический музей, а произведения искусства – в Эрмитаж.

В 30-х годах XX века на основе коллекций первого русского музея были созданы семь специальных музеев: Азиатский, Египетский, Ботанический, Зоологический, Минералогический, Этнографический и Анатомический. Эти музеи – прямые родственники и ближайшие наследники Кунсткамеры – стали со временем очень популярны в нашей стране. Кроме них, коллекциями Кунсткамеры обогатились и другие крупные музеи: Эрмитаж и Русский в Петербурге, Исторический музей в Москве.

Этнографический музей вместе анатомическим превратился в Музей антропологии и этнографии имени Пера Великого. Он остался в здании старинной петровской Кунсткамеры и бережно хранит самые старые коллекции, собранные еще Петром, и вместе с ними – поступившие в наши дни. Это первый русский музей по богатству и ценности этнографических коллекций – один из крупнейших в мире.

В самом центре Кунсткамеры, в круглом зале нижнего этажа, выставлены самые разные предметы из разных этнографических коллекций. В память об основателе музея здесь хранится одежда Петра I, копия его посмертной маски, слепок с оттиска его руки и часть ствола той самой необычной сосны, которая некогда росла на месте нынешней Кунсткамеры.

Оттиск руки Петра I
Оттиск руки Петра I
Часть ствола необычной сосны
Часть ствола необычной сосны

Все эти вещи помогают нам перенестись в XVIII век и познакомится с историей музея. Нам остается лишь радоваться тому, как много экспонатов сохранилось с тех пор, несмотря на пожары, войны, революции и другие бедствия, пережитые кунсткамерой, Петербургом и всей России.

Что почитать о Кунсткамере из фондов Национальной библиотеки

Чудес палата
Альбедиль М. Ф. Чудес палата
Научно-популярная литература

Виртуальную выставку подготовила Лилия Холопова, библиотекарь отдела основного хранения фондов.

ПЕТР I. ОТ ИСТОКОВ ДО ВЕЛИЧИЯ. ЧАСТЬ 4. КАБИНЕТ ЧУДЕС: О ПЕТРОВСКОЙ КУНСТКАМЕРЕ
По воле Петра
Первые коллекции Кунсткамеры
Что было дальше?
Жизнь Кунсткамеры после Петра
Что почитать о Кунсткамере из фондов Национальной библиотеки
  • От А до Я: азбука Усть-Цилемского района
    От А до Я: азбука Усть-Цилемского района
    Научно-популярная литература
  • Как я нашёл шпиона Рейли
    Как я нашёл шпиона Рейли
    Полещиков В. М.
    Повесть
  • Память о прошлом и настоящем. Для будущего
    Память о прошлом и настоящем. Для будущего
    Павлюшин С. Е.
    Научно-популярная литература
  • Планида Сергея Капустина
    Планида Сергея Капустина
    Рейзер Л. Ю.
    Публицистическая проза
  • Кипиево - село припечорское
    Кипиево - село припечорское
    Канев А. В.
    Научно-популярная литература
  • Память или Повесть о Руси Великой - веками Судьбою неизбалованной, в лице своих властелинов
    Память или Повесть о Руси Великой - веками Судьбою неизбалованной, в лице своих властелинов
    Исаков В. И.
    Повесть
  • Николай Дьяконов. Жизнь, драматургия, театр
    Николай Дьяконов. Жизнь, драматургия, театр
    Сборник статей
  • Азбука от А до Я
    Азбука от А до Я
    Герасименко А. В.
    Научно-популярная литература
< >
Яндекс.Метрика