Нева 2022 № 12
Шепелёв А. Штёпа и Жёванный Крот: The Battle: повесть // Нева. – 2022. – № 12. – С. 150-165.
Алексей Шепелёв – прозаик, поэт, автор нескольких книг стихов и крупной прозы. Родился в 1978 году в селе Сосновка Тамбовской области.
Автор подписывается обычно Алексей А. Шепелёв или Алексей О. Шепелёв.
Окончил Тамбовский университет, кандидат филологических наук, член Союза писателей Москвы. Публиковался в журналах «Дружба народов», «Наш современник», «Новый мир», «Юность», «Урал», «Волга», «Нева», «Сибирские огни», «День и ночь». Лауреат премии «Нонконформизм» (2013 г.), лауреат журнала «Север» (2009 г.), международной Отметины им. Д. Бурлюка (2003 г.).
Первый роман «Echo», вошедший в 2002 г. в шорт-лист премии «Дебют», издан в 2003 г. отдельной книгой (вместе с пятью рассказами) в издательстве «Амфора». Рецензируя его в журнале «Знамя», Андрей Урицкий писал: «Шепелёв представил читателям не просто начинающих алкашей, но, в некотором роде, интеллектуальную элиту маргинально-богемного толка. Маргинальность и богемность возводятся в принцип, в основе оного принципа – противостояние миру, радикализм и упоенная игра в собственную гениальность».
В 2011 г. выпустил вторую книгу, «Maxximum exxtremum». Роман вошел в рейтинг «Самых обсуждаемых книг года» журнала «Соль», язык Шепелёва назван «литературным чудом».
В рецензии на сайте «Перемены» отмечена противоречивость биографических сведений об авторе, а также «необычный, хлёсткий, остроумный, какой-то по-настоящему русский» язык произведения и его необычная композиция.
С 2016 года живет в Анапе.
Сказ-арабеска «Штёпа и Жёванный Крот: The Battle» рассказывает о противостоянии двух фермеров. «Гонка вооружений», возведение «пирамид Хеопса» и что в психологии сельского жителя означает фраза-мантра: «Не может такого быть!»
Вот как о свое новой повести пишет сам автор Алексей Шепелёв: «Позавчера завершил новую повесть «Штёпа и Жёванный Крот: The Battle». О противостоянии двух фермеров и их финальной битве. Тема войны, конечно, бросается в глаза, и она тут главная, хотя замыслил я написать намного раньше. Сейчас все кругом говорят: «Я ничего не пишу, ничего не читаю». Я с этим не согласен. Хотя понять могу. Собрав всю волю в кулак, я работал над повестью с 27 марта по 16 или 19 мая. Наше дело – как раз писать и читать, осмысливать, давать оценку, в том числе и художественно моделировать.
Повесть сюжетная – для тех, кому не хватило сюжетности в «Мире-селе и его обитателях (а то много критикуют за это, но там задача была совсем иная). И понятно, что произведение, при всём колорите и юморе, не о сельских реалиях только. Вымышленная деревня Россянка – аллюзия на Россию, её метафора, как и мир-село в упомянутой книге. В нынешнем контексте некоторые аллюзии и символы, наверное, покажутся чересчур острыми и даже сомнительными, но на то оно и художественное видение, чтоб что-то моделировать и даже предугадывать.
Вообще хотел изначально рассказик небольшой, но, как ни стараюсь, писать обычные рассказы не выходит. Как ни пытаюсь убавить регулятор социологии, философии и упростить стиль, выходит всё равно замах «по-крупному». А 55 тыс. знаков – это и впрямь небольшая повесть, с развитием характеров и историей конфликта, и чисто прагматически – никак уже не 20 и даже не 40 тыс. знаков: напечатать такое сложно и ни на какую из многочисленных премий с рассказами тем более не выдвинуть.
Но ладно, не для того пишется. Рад, что в таких и впрямь сложных для страны и для меня лично условиях удалось воплотить, что называется, столь безумный замысел».