Знамя 2022 № 1
Слаповский А. И. Страж порядка. История болезни: роман // Знамя. – 2022. – № 1. – С. 5-93.
Алексей Иванович Слаповский (1957 – 8 января 2023) – русский писатель, драматург и сценарист. Член Союза журналистов СССР, Союза писателей СССР / Союза российских писателей, Союза театральных деятелей, редколлегии журнала «Волга».
Произведения Алексея Слаповского переведены на английский, венгерский, голландский, датский, немецкий, польский, сербохорватский, французский, финский, чешский, шведский и другие языки.
Он был одним из самых интенсивно писавших отечественных авторов. Его сценарии были востребованы киноиндустрией еще с начала нулевых. Если вы не читали книги писателя, то, возможно, смотрели фильмы, сценарии к которым он написал. Например, «Участок», «Остановка по требованию», «Ирония судьбы. Продолжение».
Слаповский сочинял пьесы и даже иногда сам их ставил («Сошедший с поезда» в Саратовском театре драмы). Романы, повести и рассказы публиковались с начала 90-х годов, редкий год обходился без выхода нового сочинения.
Алексей Слаповский, финалист премий «Русский Букер» и «Большая книга».
Новый роман «Страж порядка. История болезни» прошел классический путь превращения рукописи в книгу: сначала появился на страницах литературного журнала «Знамя», а затем приобрел твердый переплет в издательстве «Редакция Елены Шубиной».
Действие романа происходит в период пандемии, когда неприметные охранники получили новый инструмент власти. Теперь они могут не просто пропускать людей в здание, но и настаивать на том, чтобы проходящий внутрь человек был в маске. Слаповский подмечает эту деталь реальности и использует ее в качестве завязки.
Если до пандемии главный герой романа Эрих Марков (необычное имя дала ему мама – любительница Ремарка) был самым обычным человеком, то после с ним начали происходить превращения. Он почувствовал вкус власти и жажду насилия.
Простой охранник торгового центра, любящий свое скромное дело, теперь ощущает себя Стражем Порядка, исполнителем важной миссии по обеспечению здоровья и благополучия общества. Но обычными мерами порядок, увы, не наводится. Придется кого-то в назидание наказать. Может, даже убить. Не хотелось бы, но – надо! Это его долг! И он выходит на охоту…
Эрих воспринимает людей как стадо, которым необходимо управлять, устанавливать свои правила. Но что-то идет не так, и герой готовит преступление. Оно совершается, но не то, что мы ожидаем.
Чтобы ускорить процесс изменения героя, автор наделил его деньгами, которые Эрих получает от продажи доставшегося в наследство перстня.
Роман полон непредсказуемыми сюжетными поворотами. Читая его, мы обнаруживаем, что между Человеком в начале текста и Сумасшедшим в конце нет ничего общего. Автор полностью стирает его индивидуальность. Книга служит иллюстрацией концепции «всепобеждающей случайности».
Роман «Страж порядка. История болезни» можно использовать как учебное пособие тем, кто желает потренировать свое воображение, – у автора и в самом деле есть чему поучиться. Слаповский вновь подтверждает свою репутацию блестящего выдумщика.