Знамя 2019 № 1
Харитонов М. Хирургия судьбы: повесть // Знамя. – 2019. – № 1. – С. 9-34
Марк Сергеевич Харитонов родился в 1937 года на Украине в г. Житомир. Рос в семье военнослужащих. Учился на историко-филологическом факультете Московского педагогического государственного университета, который окончил в 1960 году.
Трудовую деятельность Харитонов начал в должности учителя. Затем являлся ответственным секретарем в многотиражной газете, а также редактором в издательстве. С 1969 года работает как свободный литератор, зарабатывал в основном переводами.
В печати Марк Харитонов дебютировал как прозаик повестью «День в феврале». Первая книга вышла в 1988 году. Является членом Союза писателей России и русского ПЕН-клуба.
Проза и эссеистика переведена на многие языки: английский, французский, чешский, немецкий, голландский, португальский, китайский, японский, шведский, сербский, венгерский.
В 1992 году Марк Сергеевич стал первым лауреатом «Русского Буккера» за роман «Линия судьбы, или Сундучок Милашевича». В 1997 году получил французскую премию за лучшую эссеистическую книгу года.
В новой повести «Хирургия судьбы» – постсоветская жизнь психолога Максима, переквалифицировавшегося в журнального публициста.
Максим пытается во сне найти ответы на вопросы: «Не мысль о чём-то – мысль чем-то. Может быть, всем тем, что и окажется жизнью. Додумаешь заново недодуманное, как где-то неизвестный тебе сочинитель досматривает сейчас твои сны, дописывает за тебя недописанное. Пока жив, пока не боишься мыслить, ничто не поздно!» Вновь «возвращаясь» туда, где оставил что-то ещё не прояснённое, не найденное.
Автор многочисленных рецензий на книги современных российских прозаиков Станислав Секретов пишет: «В 1990-х годах персонаж «Хирургии судьбы» писал статьи о психологии обмана и самообмана для популярного издания. Сегодня он поражается, как эволюционировала его излюбленная тема, при виде объявлений «Коррекция межличностных отношений (скидка 50%)» и «Изготовляем антиквариат». А ведь не так давно половина страны по вечерам ставила к экранам телевизоров банки с водой и кремы, чтобы бывший спортивный комментатор, на протяжении нескольких минут делая пассы руками, их «зарядил».
Тема человеческой веры в ирреальное, способное улучшать жизнь, главенствует в повести Харитонова.
Вспоминая виды обмана, существовавшего в недавнем прошлом, и говоря о том, что сейчас льется из телевизора и интернета и как искусно властители умов этим пользуются, Харитонов предлагает читателям поразмыслить на серьезные темы.
«Хирургия судьбы» – повесть злободневная, начисто лишенная мемуарных ноток, присущих многим сегодняшним произведениям писателей старших поколений. Даже не верится, что автору уже за восемьдесят: все-таки умение сохранять свежесть взгляда в таком возрасте – редкая черта для нашего времени!»