Звезда 2021 № 3; № 4
Макарова Е. Шлейф: роман // Звезда. – 2021. – № 3. – С. 7-88; № 4. – С. 60-115.
Елена Макарова – российская писательница, скульптор, искусство-терапевт, автор десятков произведений.
Елена Григорьевна Макарова (девичья фамилия – Коренберг) родилась в 1951 году в Баку. Ее родители были поэтами, они поддерживали любые творческие начинания дочери. После школы Елена Григорьевна поступила в Суриковский институт, где обучалась искусству создания скульптур. Затем она закончила Литературный институт имени А. М. Горького. В течение нескольких лет Макарова учила детей лепке в Химкинской школе искусств, а в 1990 году уехала в Израиль, где живет до сих пор.
За годы творческой деятельности Елена Макарова написала более четырех десятков книг. Многие работы были переведены на иностранные языки. Наиболее известными считаются следующие произведения: «Движение образует форму», «Освободите слона», «В начале было детство», «Цаца заморская» (сборник), «Вещность и вечность».
Макарова долго изучала творчество узников нацистских концлагерей. Об этом она рассказала в четырех книгах, объединенных серией «Крепость над бездной».
Новый роман «Шлейф». Иерусалимский синдром известен уже почти сто лет. В священный город прибывают паломники со всех концов земли и объявляют себя мессиями, апостолами, ветхозаветными пророками. Казалось бы, на этом фоне сорокалетняя женщина, которая в наши дни сочиняет роман «Искатели счастья» про годы русской революции и первых пятилеток, но не может вспомнить, кто она такая по паспорту, не особенно и выделяется.
Другое дело – источник ее вдохновения, чей-то семейный архив, обнаруженный сантехником на антресолях в ее съемной квартире. В нем находятся документы, касающиеся вполне реальных исторических деятелей – например, юриста Якова Канторовича, автора бестселлера о процессах над ведьмами, с которыми в последствии сравнивали Большой террор.
Центральные персонажи полудокументального романа, который пишет Анна, энергичны, находчивы, но в общем советской истории кажутся наивными и – на фоне новейших политических новостей из Израиля, России и Беларуси – вполне современными и актуальными.
Что же касается самой Анны, то у ее душевного недуга – бегства от самой себя, выражающегося в полном стирании собственной личности постепенно вырисовывается, если не рациональное объяснение, то вполне правдоподобная и уважительная причина. К тому же, кажется, что кое-какое отношение к ней лично этот архив все же имеет…