Звезда 2020 № 12
Попов В. Г. Любовь эпохи КОВИДа : хроники // Звезда. – 2020. – № 12.
Валерий Георгиевич Попов – русский писатель, поэт и сценарист, инженер. Глава Союза писателей Санкт-Петербурга. Родился в 1939 году в Казани. Окончил электротехнический институт и сценарный факультет ВГИКа.
Автор двадцати книг прозы: «Жизнь удалась», «Плясать до смерти», «Третье дыхание», «Культовый Питер», «Довлатов» и другие.
Лауреат литературной премии имени Сергея Довлатова, литературной премии Санкт-Петербурга «Северная Пальмира», премии «Золотой Остап» за достижения в жанре сатиры и юмора, Новой Пушкинской премии. Глава Союза писателей Санкт-Петербурга.
Первый рассказ Валерия Попова – «Случай на молочном заводе» – повествует о том, как милиционеры ловят шпиона в горе творога, постепенно съедая ее, после чего шпион перебегает в гору масла. С тех пор и по сегодняшний день главные особенности стиля Валерия Попова – острый гротеск, юмор и фантазия.
В новой публикации – хроники «Любовь эпохи КОВИДа» писатель предпринимает попытку осмыслить российскую действительность и личные взаимоотношения в эпоху КОВИДа. С юмором, порой с сарказмом автор описывает мир, который нам стал так хорошо знаком в период карантина.
У немолодой семейной пары в ситуации вынужденной самоизоляции никогда еще не было столько времени для неспешных бесед. «Италия в XIV веке ответила на чуму Ренессансом и «Декамероном» – а чем ответим мы? – размышляет герой романа, писатель. – Надо бы что-то ренессансное, но и политкорректное…
Первой увядает свобода: не кажется такой уж необходимой в сложный момент. Она первое, чем можно пожертвовать ради благополучия и как бы не чувствовать потери… Конечно, когда месяц сидишь в заточении и нельзя выходить, кажется, что тебя притесняют во всем!».
Супруги решают покинуть «зараженный» город и уезжают на дачу в Комарово. На даче в единении с природой быстро прошло лето и половина осени. Муж и жена ни разу не вспомнили о КОВИДе: на даче не было телевизора.
Наблюдая за жизнью животных, герой хроник думает о том, как в природе все слажено, в отличие от человеческой жизни. Вернувшись в город, он обращает внимание на произошедшие в нем перемены. На улицах стало гораздо меньше людей и все они в масках. «Лицо без маски кажется уже голым и неприличным», – замечает рассказчик.
Финал хроник оптимистичен: в городе пошел снег, который накрыл «черноту» не только на улицах, но и в душе героя… Безусловно, карантин может стать испытанием для многих пар. Но писатель уверен, что истинные чувства, да еще и помноженные на самоиронию и вдумчивый диалог, переживут любые невзгоды.
Строки из хроник:
«Звонок! Только я более-менее сбалансировал мои отношения с КОВИДом (я здесь – он на улице), так именно с улицы раздается звонок. Его мы не слышали уже много дней, поэтому вздрогнули. Кого бог принес? Неторопливо открыл. Девица. О красоте трудно судить: скрыта маской. Где они только их берут? В аптеке нема. И что еще в ней привлекательного, акромя маски? Явно перегруженный аксессуарами верх, огромный накрученный шарф – при этом весьма короткие брючки и носочки, а между ними голые лодыжки.
– Здравствуйте. Я Арина. Волонтер. Психологическая поддержка. У вас все в порядке?
– А еду вы не носите?
– Мы? – Она смутилась – Нет. Только опрашиваем.
– Жаль. Сказать вам пока нечего. Нового в нашей жизни ничего нет… кроме ваших прелестных лодыжек! – не удержавшись, съязвил я.
Они изогнулась и стала смущенно одергивать брючки. Прекрасно ведь знает, что они специально скроены так, что лодыжки наружу.
– Не волнуйтесь! – сказал ей я. – А за новостями заходите еще.
– Хорошего вам дня! – пролепетала она и сбежала по лестнице….».