12+.png
Главная О библиотеке Поиск в электронных каталогах Региональный центр Президентской библиотеки Краеведение в Коми Национальная электронная библиотека КИБО Доступная среда
Рейтинг@Mail.ru

«О, я хочу безумно жить…»

2015 год – год 135-летия великого русского поэта Александра Александровича Блока.

О творчестве этого поэта сказано и написано много восторженных слов. Его назвали «лунатиком лиризма», «самой яркой звездой», «самым пророческим поэтом», «великим национальным поэтом». Среди всех этих эпитетов выделяется особенный – «последний великий поэт», то есть А. Блока, прежде всего, ставили в ряд великих русских поэтов: Пушкин – Жуковский – Державин - Лермонтов – Баратынский - Некрасов – Фет – Тютчев. Как отмечает, авторитетный российский критик, Н. Скатов: «Блок не только  в ряду русских поэтов, но и завершение ряда». При этом Александр Блок остается признанным гением Серебряного века.

Те читатели, которые любят поэзию А. Блока, обычно цитируют стихотворение:

«Ночь, улица, фонарь, аптека 

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века

 – Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала,

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь».

Именно это стихотворение (написано на русском языке) нашло свой адрес на стене жилого дома в университетском городке Лейдене в Нидерландах. Такое случается крайне редко, чтобы памятником поэту стало его творение, а не портретное изображение. Хотя портрет Блока столь же прекрасен, как и его творчество. Русский писатель Максим Горький писал о Блоке: «Нравится мне его строгое лицо и голова флорентийца эпохи Возрождения». О великолепной, прекрасной, внешности Блока вспоминали многие его современники и называли его рыцарем поэзии, потому что он всю жизнь служил только ей.

 

Родился в 1880 году, 16 ноября, в Петербурге в доме своего деда – знаменитого ботаника Андрея Николаевича Бекетова. Незадолго до этого события его мать – Александра Андреевна ушла от мужа, поэтому Блок узнал своего отца не сразу. Его отец – Александр Львович Блок – до конца своих дней преподавал право в Варшавском университете, но из-за тяжелого, вспыльчивого характера ему долгое время не давали видеться с сыном.

Юный Сашура рос и воспитывался до семи лет в семье деда в уютном «бекетовском доме», находившемся при Петербургском университете, а летом в подмосковном имении Шахматово. Там, вместе с дедом, он совершал дальние прогулки по окрестностям Шахматово, знакомился с красотой русской природы. Мария Андреевна Бекетова, тетя поэта, вспоминала позднее, что это было «сентиментальное воспитание», «скорее воспитание чувств, нежели воли». К этому воспитанию приложили особое усердие мама будущего поэта, бабушка, тетушки, которые любили его до самозабвения. Они же первыми узнали, что Сашура с пяти лет начал сочинять свои первые стихи. В семь лет он пошел в гимназию и первый же день для него был полон испытаний. В своей автобиографии Блок ничего не говорит о годах учебы в гимназии, она отталкивала его «страшным плебейством», тем не менее, он учился хорошо и продолжал сочинять стихи.

С раннего детства, каждое лето Александр Блок отдыхал в Шахматово, которое с любовью называл «угол рая на земле». Там соседями по именью была семья другого всемирно известного профессора – Дмитрия Ивановича Менделева. А. Н. Бекотов и Д. И. Менделеев были добрыми друзьями, поэтому юному Александру суждено было встретиться и познакомиться с Любой Менделеевой, дочерью великого ученого. Девочка не очень заинтересовалась этим юношей, но все же у них нашелся общий интерес – их сблизила любовь к театру. В старом сарае в Боблово для них сделали сцену, где они играли Шекспира! Это событие было даже запечатлено на нескольких сохранившихся  фотографиях: Люба – в роли Офелии, Александр – в роли Гамлета и короля Клавдия.

После успешного окончания гимназии поступил в университет на юридический факультет. Театр продолжал его притягивать, и в Петербурге он занимался в театральном кружке, даже когда учился в университете. Все это послужило толчком для «притока свежих жизненных впечатлений» молодого Блока. Началось «полыхание чувств» и неустанный труд поэта.

На формирование Блока-поэта, как и на все поколение «младших» символистов, к которому он принадлежал, большое влияние оказало учение Владимира Соловьева, поэта, религиозного мыслителя и философа конца 19 века. Идеи В. Соловьева были близки и Д. Мережковскому. В его религиозно-общественном журнале «Новый путь» в 1903 году впервые начал печататься А. Блок и почти одновременно в московском сборнике «Северные цветы». Первым стихотворением, которое А. Блок предложил для печати, было знаковое стихотворение его творчества «Гамаюн, птица вещая».

Его дар был замечен и А. Блок, едва ли не единственный из начинающих поэтов, получил заказ от московского издательства «Гриф» на опубликование сборника стихов. Это предложение воплотилось  в сборнике  «Стихи о Прекрасной Даме», в котором он упорно стремился к «маячившему вдали положительному идеалу» – Прекрасной Даме, музе, поэзии.

Правда, не следует думать, что поэт в своем творчестве являлся мистическим романтиком. Его друг и товарищ Андрей Белый в то время видел в нем  «человека весьма и весьма реально настроенного, желающего нечто физиологически ощутить, нечто до конца провести в жизнь, неудовлетворенного крахом абстрактных утопий».

После окончания работы над сборником «Стихи о Прекрасной Даме», в жизни поэта произошло важное событие. Как раз в это время Любовь Дмитриевна Менделеева согласилась стать его невестой, а затем согласилась стать его женой. Венчание молодых состоялось в церкви села Тараканово, которая находилась между имениями Шахматово и Боблово. Свадьба состоялась в доме невесты, но жизнь молодых не складывалась, позднее Любовь Дмитриевна писала: «Думаете, началось счастье? Началась сумбурная путаница». Эту любовную коллизию никто из исследователей жизни поэта внятно не может объяснить, а родные и близкие, всегда ссылались на тяжелый, неуравновешенный характер А. Блока.

Супруги то расходились, то сходились, имели другие любовные увлечения, Любовь Дмитриевна даже имела ребенка от другого мужчины, правда он умер почти сразу после рождения. И все же эта пара продолжала жить вместе до конца дней Александра Блока.

Любовь Менделееву и Александра Блока многие называют легендарной парой XX века. Более 800 стихотворений поэт посвятил своей Прекрасной Даме. Они, как и пара Александр Пушкин и Наталья Гончарова, вызывали и продолжают вызывать интерес у публики. А в XXI веке в Тараканово, в музее-заповеднике, А. А. Блоку и Л. Д. Менделеевой-Блок установлен памятник, к которому проложили дорогу молодожены.

Сложные семейные отношения нашли отражение в его драматургии, в известной драме «Балаганчик», которую В. Мейерхольд поставил в театре В. Ф. Комиссаржевской, где А. Блок дебютировал как драматург. Работа над драматургическими сочинениями шла параллельно с поэзией. С 1903 по 1911 годы он подготовил несколько сборников стихов: «Нечаянная радость» «Распутья», «Пузыри земли», «Город», «Снежная маска» и др. Блок стал очень популярным поэтом и в 1911 году (в январе) было издано первое трехтомное собрание лирики. Стихи, вошедшие в него, сам поэт называл «трилогией вочеловечивания».

Многие современники поэта вспоминали, что он был холоден в общении с людьми, но есть и иные примеры. Например, Блок, будучи еще молодым человеком, дал «путевку в жизнь» другому молодому поэту – Сергею Есенину. Их первая личная встреча произошла 9 марта 1915 года. Тогда девятнадцатилетний крестьянский поэт из Рязанской губернии нашел его, пришел в его дом и читал свои «голосистые» стихи. Через месяц (22 апреля) Блок чрезвычайно тонко передал Есенину, как благословение и предупреждение, свои стихи из поэмы «Возмездие»:

Жизнь – без начала и конца.

Нас всех подстерегает случай.

Над нами – сумрак неминучий

Иль ясность божьего лица.

Но ты, художник, твердо веруй

В начала и концы. Ты знай,

Где стерегут нас ад и рай.

Александр Блок, как многие поэты, был влюбчив. Одной из таких ярких влюбленностей была артистка Любовь Андреева со сценическим псевдонимом Дельмас. Она пела в «Аиде», «Каменном госте» «Пиковой даме», но Блока влекла только ее героиня Кармен. В результате этого единения двух творческих людей была подготовлена новая книга стихов «Кармен». Так, в его творчестве нашел отражение еще один женский образ, подобно образам Прекрасной Дамы, Незнакомки, «Мэри» и др.

Но поэта привлекал не только женский образ, для Блока одной из главных ценностей была родина, Россия, хотя, свое отношение к родине он часто раскрывал через отношение к  женщине:

«О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь – стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Наш путь – степной…»

В те дни, когда Блок узнал Есенина, он как раз  готовил сборник стихов о России, который так и назывался «Родина».

А. Блока также считают одним из самых пророческих поэтов своей эпохи –  эпохи революций, социальных битв и катаклизмов. Никто другой из поэтов его времени, ни у нас, ни на Западе, не ощутил с такой явной остротой и яркими художественными средствами «Подземный шорох истории» и «новый порыв мирового ветра». Эти предчувствия поэта нашли отражение в циклах стихов «Город», «Страшный мир». Он так и записал однажды: «Открой мои книги: там сказано все, что свершится…».

Блок был выдающимся публицистом и гражданином. К его мнению в те годы прислушивались, а его мысли до сих пор остаются актуальными. В течение 1917 года, после отречения государя А. Блок пытался определиться со своими политическими предпочтениями, метался в выборе между партиями эсеров, меньшевиков, кадетов и большевиков. О большевиках даже написал в своем дневнике 19 октября 1917 или 1918 года: «один только Ленин верит…», но свою знаменитую статью «Интеллигенция и революция» отдал в газету партии эсеров.

Страшным ударом для А. Блока было то, что после революции Шахматовскую усадьбу, в которой он проводил каждое лето своей жизни, разграбили и разрушили до основания.

Следующей его работой была поэма «Двенадцать». В «Советском Энциклопедическом словаре» (1982) говорится, что «Двенадцать» – «первая советская поэма об этой революции» и главное произведение в творчестве поэта. Поэма удивительно простая для чтения и исполнения, но странная и противоречивая для понимания. По поводу этой поэмы споры продолжаются до сих пор, а тогда, после революции, некоторые революционеры и интеллигенты даже решили, что эта поэма – Гимн революции, что Христос ведет за собой красногвардейцев как 12 апостолов. Блок ужаснулся от того, как поняли его поэму и до самой смерти, даже в предсмертном бреду, выяснял, все ли ее экземпляры уничтожены:

 

…И идут без имени святого

   Все двенадцать – вдаль.

   Ко всему готовы,

   Ничего не жаль…

 

«Двенадцать» была опубликована в левоэссеровской газете «Знамя труда» в 1918 году. В 1919-м, в феврале, члены ЦК партии левых эсеров были арестованы, а вслед за ними был арестован и Александр Блок. Это заточение в тюрьму Блок воспринял спокойно, ни к кому не обращаясь, но нашелся человек, Анатолий Луначарский, благодаря которому его скоро выпустили.

В 1918 году А. Блок написал еще поэму – «Скифы» – и до самой смерти ничего больше не написал, но неустанно продолжал редактировать поэму «Возмездие», которую начал еще в 1908 году.

2 марта 1911 года был написан пролог к поэме «Возмездие». Это одно из важнейших произведений Блока, в сущности – художественная декларация поэта, в которой он хотел поведать:

О том, что мы в себе таим,

О том, что в здешнем мире живо,

О том, как зреет гнев в сердцах,

И с гневом – юность и свобода,

Как в каждом дышит дух народа.

 

Летом 1919 года А. А. Блок записал в дневнике: «Чего нельзя отнять у большевиков, это их исключительной способности вытравлять быт и уничтожать отдельных людей». Паек, который Блок получал, состоял обычно из воблы и редко –  мороженой картошки. Поэт надрывался на целом ряде служб –  в Большом драматическом театре, журнале «Красный милиционер», издательстве «Всемирная литература», но заработков на семью из четырех человек катастрофически не хватало. Продали вещи Любови Дмитриевны, стали продавать книги...

Весной 1921 года врачи установили астму, инфекционный эндокардит, нарушение мозгового кровообращения, тяжелую стенокардию, нервное расстройство, которое подчас граничило с психическим. На почве отвратительного питания стала развиваться цинга. Спасти Блока мог только срочный выезд для лечения за границу. Заявку подал сам Максим Горький, но ее рассмотрение затягивали. На третий раз он решительно потребовал помощи, но разрешение было получено слишком поздно –  6 августа, 7 августа поэт умер. Так, в возрасте 40 лет, безропотно ушел из жизни «последний великий поэт», написавший за 7 лет до этого, в 1914 году, стихотворение «О, я хочу безумно жить»:

О, я хочу безумно жить:

Всё сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!

 

Пусть душит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне,-

Быть может, юноша веселый

В грядущем скажет обо мне:

 

Простим угрюмство – разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь – дитя добра и света,

Он весь – свободы торжество!



Невероятно, но факт: сразу после смерти Александр Блок был канонизирован советскими властями и его зачислили в советские классики (за поэму «Двенадцать»). Его произведения были включены в учебные программы, правда, с некоторой поправкой – Христос был заменен на Матроса. И только в 50-е годы Образ Христа был возвращен.

А в 1922 году вышла книга Александра Блока с поистине символическим и пророческим названием «Возмездие».

Советуем прочитать поэзию, прозу А. А. Блока и новые книги о жизни и творчестве поэта:

1. Блок, А.А. Избранное / А. Блок. – Москва : Правда, 1978. – 480 с. : ил.

2. Блок, А.А. Незнакомка / А.А. Блок. – Москва : АСТ ; Астрель, 2012. – 255 с.: ил.- (Стихи о любви).

3. Блок, А.А. Проза поэта / А.А. Блок. – Москва : Вагриус, 2000. – 303 с.

4. Глушаков, Е.Б. Великие судьбы русской поэзии : начало XX века / Е.Б. Глушаков. – Москва : Флинта : Наука, 2010. – С.6 -77.

5. Недошивин, В. Прогулки по Серебряному веку. Сенкт-Петербург / Вячеслав Недошивин. – Москва : АСТ : Астрель : Полиграфиздат, 2010. – С. 109 – 184.

6. Немировская, О. Судьба Блока : Воспоминания. Письма. Дневники… / О. Немировская, Ц. Вольпе. – Москва: Аграф, 1999. – 288 с.

7. Новиков, В. Русская литературная усадьба / Владимир Новиков. – Москва : Ломоносов, 2012. – С. 210 – 222.

8. Орлов, В.Н. Жизнь Блока. Гамаюн, птица вещая / Владимир Орлов. – Москва: Центрполиграф, 2001. – 618 с. – («Бессмертные имена»)

 

 

Материал подготовила Перемотина Юнесса Сергеевна, зав. сектором по продвижению чтения отдела абонемента.


English version
фото В. Иванова