12+.png
Главная О библиотеке Поиск в электронных каталогах Региональный центр Президентской библиотеки Краеведение в Коми Национальная электронная библиотека КИБО Доступная среда
Рейтинг@Mail.ru

Лишь слову жизнь дана...

 

22 октября 2015 года исполнилось 145 лет со дня рождения классика русской литературы, публициста, литературного критика, лауреата Нобелевской премии по литературе (1933) Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953).

 

Фото 1.jpg

Бунин – явление редчайшее. В нашей литературе, по языку – это та вершина, выше которой никому не подняться. Сила Бунина ещё и в том, что ему нельзя подражать.

Г. Я. Бакланов

 

Имя крупнейшего мастера русской реалистической прозы и выдающегося поэта начала XX века Ивана Алексеевича Бунина известно во всем мире. Его творчеством восхищались Томас Манн и Ромен Роллан, Максим Горький, Константин Паустовский, Александр Твардовский и многие другие.

Перу Бунина принадлежат одиннадцать сборников стихотворений, шесть мемуарных книг, три перевода зарубежной классики и, конечно же, вершина творчества Ивана Бунина – его проза - мастерская, афористичная и безумно проникновенная. Музыку прозаического бунинского письма не спутаешь ни с чем. В ней живут краски, звуки, запахи.

Иван Алексеевич Бунин - первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Много лет жизни он провёл в эмиграции, став одним из главных писателей русского зарубежья.

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года (10 октября по старому стилю) в небогатой дворянской семье в Воронеже. Детство свое писатель провел на хуторе Бутырки, расположенном в Елецком уезде Орловской губернии, куда в 1874 году переехали Бунины. На этом хуторке, затерявшемся в просторах орловской земли, и формируется личность Ивана Алексеевича.

Начальное образование И. Бунин получил дома. Затем, в 1881 году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. Однако, не окончив ее, вернулся домой в 1886 году. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.

Фото 2.jpg

В литературе Бунин дебютировал как поэт. Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. В следующем году Бунин переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность.

Знакомства с величайшими писателями М. Горьким, Л. Толстым, А. Чеховым оставляет значительный отпечаток в жизни и творчестве Бунина. Настоящая писательская слава пришла к молодому литератору в 1900 году, когда вышел его ностальгический рассказ о дворянской жизни «Антоновские яблоки». И уже в следующем году Бунин становится лауреатом престижной Пушкинской премии, которую ему присудили за лирический сборник «Листопад» (1901) и перевод «Песни о Гайавате» Генри Лонгфелло.

В 1909 году писатель становится почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге.

Враждебно встретив Октябрьскую революцию, писатель в 1920 навсегда покидает Россию, эмигрируя во Францию.

Биография Ивана Алексеевича Бунина почти вся состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). В эмиграции Бунин активно продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет лучшие свои произведения: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), а также главный в жизни писателя роман — «Жизнь Арсеньева» (1927—1929, 1933), который приносит Бунину Нобелевскую премию в 1933 году.

Фото 3.jpg

Диплом Нобелевской премии был вручён И. А. Бунину 15 декабря 1933 года в Стокгольме «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер». Диплом, выполненный специально для писателя в русском стиле, хранится в Архиве Университета в городе Лидс (Великобритания).

 

Речь И. А. Бунина по случаю вручения ему Нобелевской премии в 1933 году.

«Ваше Высочество, Милостивые Государыни, Милостивые Государи.

9 ноября, в далёкой дали, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском доме, телефон известил меня о решении Шведской Академии. Я был бы неискренен, ежели б сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни. Справедливо сказал великий философ, что чувства радости, даже самые резкие, почти ничего не значат по сравнению с таковыми же чувствами печали. Ничуть не желая омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я всё-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние пятнадцать лет, далеко превышали мои радости. И не личными были эти скорби, — совсем нет! Однако твёрдо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники, этот звонок из Стокгольма в Грасс дал мне, как писателю, наиболее полное удовлетворение. Литературная премия, учреждённая вашим великим соотечественником Альфредом Нобелем, есть высшее увенчание писательского труда! Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, и я был крайне горд получить эту награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я девятого ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волнение от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о глубоком значении поступка Шведской академии. Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили её изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность. Господа члены Академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полнейшей независимости. Несомненно, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно, — она для него догмат, аксиома. Ваш же жест, господа члены Академии, ещё раз доказал, что любовь к свободе есть настоящий религиозный культ Швеции.

И ещё несколько слов — для окончания этой небольшой речи. Я не с нынешнего дня ценю ваш королевский дом, вашу страну, ваш народ, вашу литературу. Любовь к искусствам и к литературе всегда была традицией для шведского Королевского Дома, равно как и для всей благородной нации вашей. Основанная славным воином, шведская династия есть одна из самых славных в мире. Его величество король, король-рыцарь народа-рыцаря, да соизволит разрешить чужеземному, свободному писателю, удостоенному вниманием Шведской академии, выразить ему свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства».

Незадолго до смерти писатель часто болел, но при этом не переставал работать и творить. В последние несколько месяцев жизни Бунин был занят работой над литературным портретом А. П. Чехова, но работа так и осталась незаконченной. Бунин прожил долгую жизнь, пережил нашествие фашизма в Париж, радовался победе над ним.

Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

Произведения писателя переведены на все европейские и на некоторые восточные языки.

 

Основные произведения:

 

Стихи:

Сборник "Листопад" (1901)

 

Рассказы:

"Антоновские яблоки" (1900)

"Сны" (1904)

"Чаша жизни" (1913)

"Господин из Сан-Франциско" (1915)

"Лёгкое дыхание" (1916)

"Петлистые уши" (1917)

"Сны Чанга" (1916, опубл. 1918)

"Митина любовь" (1924)

Книга новелл "Тёмные аллеи" (1943)

 

Повести:

"Деревня" (1910)

"Суходол" (1912)

 

Роман:

"Жизнь Арсеньева" (1927-1933)

 

Литературно-философское исследование:

"Освобождение Толстого" (1917)

 

Циклы путевых очерков:

"Тень птицы" (1908)

"Храм солнца" (1909)

 

Переводы:

"Песня о Гайавате" (1896, 2 издание 1898) Г. Лонгфелло

Философские драмы Дж. Байрона "Каин" (1905), "Манфред" (1904)

 

Советуем прочесть …

Фото 5.jpg

Бабореко, А. К. Бунин: жизнеописание / Александр Бабореко. – М.: Мол. гвардия, 2004. – 457 с.: ил. – (Жизнь замечательных людей).

Жизнь и творчество Бунина продолжают волновать умы и сердца читателей. Произведениями Бунина зачитываются люди всех возрастов и национальностей, его творчество стало эталонным для многих современных писателей, а характер и личная жизнь и в наши дни остаются темой многочисленных спекуляций. А. Бабореко – известный исследователь жизни и творчества И. А. Бунина. Он собрал огромный свод малоизвестных и архивных документов, писем, дневников и воспоминаний, которые, несомненно, помогут читателям лучше понять этого великого писателя и человека.

Фото 6.jpg

83.3(2Рос-Рус)5

Б30

Инв. номер: 1251162-х

Бахрах Александр В. Бунин в халате / Бахрах Александр В. - М. : Согласие, 2000. – 242 с.

 

Александр Васильевич Бахрах (1902 – 1985), известный литературный критик и мемуарист русского зарубежья, дружил со многими знаменитостями – писателями, актерами, художниками. Особенно был близок с И. А. Буниным – жил под крышей его дома четыре долгих военных года. В однотомник вошли две мемуарные книги Бахраха: "Бунин в халате" и "По памяти, по записям". Первая рассказывает о периоде, когда автор был литературным секретарем великого писателя. Вторая – литературные портреты видных деятелей российской и мировой культуры. «По памяти, по записям» издается впервые.

Фото 8.jpeg

83.3(2Рос-Рус)

Л13

Инв. номер: 1261714-х

Лавров Валентин Викторович. Холодная осень : Иван Бунин в эмиграции (1920-1953): Роман-хроника / Лавров Валентин Викторович. - М. : Мол. гвардия, 1989. - 384 с.

В настоящей книге подробно рассказывается о жизни Бунина за рубежом на пестром фоне литературной и политической эмиграции. Книга содержит множество документов – дневниковых записей, писем Бунина, воспоминаний о нем.

Фото 9.jpg

83.3(2Рос-Рус)

Б91

Инв. номер: 1332667-а

Бунин без глянца : проект Павла Фокина / [сост. П. Фокина и Л. Сыроватко]. - Санкт-Петербург : Амфора, 2009. – 381 с. - (Без глянца).

Бунин – осколок великой традиции – одним из первых в "железном" веке нашел художественный ответ времени безразличия и беспредела. Затертый в смуте между грозными течениями друзей и врагов, он высился одинокой вершиной, с виду почти "ледяной", но внутри готовой превратиться в вулкан.

Книга продолжает серию документальных повествований о русских писателях ХIХ-ХХ веков.

фото 7.jpg

84(2Рос-Рус)5

Б91

Инв. номер: 1252517-ч

Бунин Иван Алексеевич. Проза / И. А. Бунин. - М. : Слово, 2000. – 680 с. - (Пушкинская библиотека).

В книгу вошли повести «Деревня», «Судоход» и избранные рассказы разных лет.

«Деревня» - одно из первых крупных прозаических произведений И. А. Бунина, которое сразу же поставило его в один ряд с известнейшими писателями начала XX века. «Деревня» написана Буниным в годы Столыпинских реформ, с целью высказать мнение о том, сможет ли русский мужик стать хозяином.

«Суходол» (1911) – книга об ушедших временах крепостного права, о жизни, оскудении и вырождении мелкопоместных дворян и дворовых. Прообразом Суходола послужило родовое имение «Каменка», а в нравах и судьбах Хрущевых угадываются факты из истории предков Бунина.

«Деревня» и «Суходол», по слову самого Бунина, находятся в прямой связи, так как автора интересует не мужик и барин, «а душа русских людей вообще», «изображение черт психики славянина». Бунин ставит целью «выявить вот эти черты деревенской мужицкой жизни, как доминирующие в картине русского поместного сословия…» Повествуя о диком быте и нравах, писатель отказывается от идеализации крестьянства, беспощадно рисуя вырождение деревни. Немало досталось автору за «принижение народа», но его мало трогали эти оценки: у творчества свои законы, и талант не может их нарушать в угоду чьему-то мнению.

В теме любви («Митина любовь», «Солнечный удар», «Лёгкое дыхание» и др.) Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, если можно так сказать, раненной любовью. Особенность Бунина-художника состоит в том, что он считает любовь трагедией, катастрофой, сумасшествием, великим чувством, способным и беспредельно возвысить, и уничтожить человека. Любовь — таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне обыкновенных житейских историй, наполняющая особым смыслом его земное существование.

Бунинские рассказы, повествующие о самом сокровенном, не оставят равнодушными читателей XXI века.

 

Книга и аудиокнига

Фото 10.jpg

84(2Рос-Рус)5

Б91

Инв. номер: 1363923-а 

Бунин Иван Алексеевич. Темные аллеи : [повести, рассказы] / Иван Бунин. - М. : ЭКСМО, 2004. – 603 с. - (Русская классика).

Книга «Темные аллеи» принадлежит к шедеврам мировой литературы, писатель работал над ней с 1937 по 1949 годы. «Темные аллеи» входят в программу изучения литературы в российских общеобразовательных школах.

Фото 11.jpg

84(2Рос-Рус)5

Б91

Инв. номер: 2579э-ч

Бунин Иван Алексеевич. Темные аллеи / И. А. Бунин; читает: нар. артистка РФ Алла Демидова. - Москва: Равновесие, 2008. - эл. опт. диск (CD-ROM) . - (Аудиоспектакль:mp3). - (Русская классика).

На диске представлен сборник рассказов «Темные аллеи» (1943), ставший вершиной позднего творчества писателя. «Все рассказы этой книги только о любви, о ее „темных“ и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях» – писал Бунин в одном из писем Н. А. Тэффи. Любовь в прозе Бунина – загадочная и несовместимая с жизнью стихия, вторжение в обыденный мир потустороннего бытия, «солнечный удар», несущий с собой такое напряжение душевных сил, которое ни жизнь, ни человеческая личность не в состоянии вместить. Даже если Вы читали сборник И. А. Бунина «Темные аллеи», послушайте эти рассказы в исполнении блистательной актрисы, народной артистки РСФСР, Аллы Демидовой, и Вам откроются новые грани прекрасного слога классической литературы конца XIX – первой половины XX века.

Фото 12.jpg

84(2Рос-Рус)6

Б91

Инв. номер: 1287374-а

Бунин Иван Алексеевич. Жизнь Арсеньева / И. А. Бунин. - М. : Дрофа : Вече, 2004. – 510 с.

Роман стал наиболее значительным произведением Бунина эмигрантской поры. Он носил итоговый характер, обобщая явления и события почти полувековой давности. В ранних, подготовительных набросках к нему, Бунин писал: «Жизнь, может быть, дается нам единственно для состязания со смертью, человек даже из-за гроба борется с ней: она отнимает от него имя – он пишет его на кресте, на камне, она хочет тьмой покрыть пережитое им, а он пытается одушевить его в слове».

«Жизнь Арсеньева» посвящена путешествию души юного героя, необыкновенно свежо и остро воспринимающего мир. Главное в романе – расцвет человеческой личности, рост ее до тех пределов, пока она не оказывается способной вобрать в себя огромное количество впечатлений, исповедь большого художника, воссоздание им с величайшей подробностью той обстановки, где впервые проявились его самые ранние творческие импульсы. У Арсеньева обострена чуткость ко всему - «зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги».

 

 

И. А. Бунин в строках современников

Его поэзия – мед, накопленный в незримых сотах души, – становится всё слаще, целительней.                                                                                      

В. Приходько

Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души.       

М. Горький

«Мастерство Бунина для нашей литературы чрезвычайно важный пример – как нужно обращаться с русским языком, как нужно видеть предмет и пластически изображать его. Мы учимся у него мастерству слова, образности и реализму».

А. Н. Толстой

«Так любить природу мало кто умеет, как это умеет Бунин, – мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты. Мир его – по преимуществу – мир зрительных и звуковых впечатлений, и связанных с ними переживаний».

А. Блок

 

Интересные факты из жизни И. А. Бунина

У Ивана Алексеевича была богатая мимика и незаурядный актёрский талант. К. С. Станиславский звал его в художественный театр и предлагал ему роль Гамлета.

Иван Бунин собирал коллекцию фармацевтических флаконов и коробочек, которая заполняла до краёв несколько чемоданов.

Иван Алексеевич признавался: «У вас есть нелюбимые буквы? Вот я терпеть не могу букву «ф». А меня чуть-чуть не нарекли Филиппом».

В Орле и Ельце находятся музеи И. А. Бунина.

 

Интернет-ресурс

http://www.kostyor.ru/biography/?n=51

http://www.livelib.ru/author/2964

http://www.litra.ru/composition/get/coid/00984841237235598974/

 

Материал подготовила Елисеева Ирина Семёновна, ведущий библиотекарь отдела гуманитарных наук.


English version
фото В. Иванова