12+.png
Главная О библиотеке Поиск в электронных каталогах Региональный центр Президентской библиотеки Краеведение в Коми Национальная электронная библиотека КИБО Доступная среда
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика

Лишь слову жизнь дана...

 

22 октября 2015 года исполнилось 145 лет со дня рождения классика русской литературы, публициста, литературного критика, лауреата Нобелевской премии по литературе (1933) Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953).

 

Фото 1.jpg

Бунин – явление редчайшее. В нашей литературе, по языку – это та вершина, выше которой никому не подняться. Сила Бунина ещё и в том, что ему нельзя подражать.

Г. Я. Бакланов

 

Имя крупнейшего мастера русской реалистической прозы и выдающегося поэта начала XX века Ивана Алексеевича Бунина известно во всем мире. Его творчеством восхищались Томас Манн и Ромен Роллан, Максим Горький, Константин Паустовский, Александр Твардовский и многие другие.

Перу Бунина принадлежат одиннадцать сборников стихотворений, шесть мемуарных книг, три перевода зарубежной классики и, конечно же, вершина творчества Ивана Бунина – его проза - мастерская, афористичная и безумно проникновенная. Музыку прозаического бунинского письма не спутаешь ни с чем. В ней живут краски, звуки, запахи.

Иван Алексеевич Бунин - первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Много лет жизни он провёл в эмиграции, став одним из главных писателей русского зарубежья.

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года (10 октября по старому стилю) в небогатой дворянской семье в Воронеже. Детство свое писатель провел на хуторе Бутырки, расположенном в Елецком уезде Орловской губернии, куда в 1874 году переехали Бунины. На этом хуторке, затерявшемся в просторах орловской земли, и формируется личность Ивана Алексеевича.

Начальное образование И. Бунин получил дома. Затем, в 1881 году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. Однако, не окончив ее, вернулся домой в 1886 году. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.

Фото 2.jpg

В литературе Бунин дебютировал как поэт. Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. В следующем году Бунин переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность.

Знакомства с величайшими писателями М. Горьким, Л. Толстым, А. Чеховым оставляет значительный отпечаток в жизни и творчестве Бунина. Настоящая писательская слава пришла к молодому литератору в 1900 году, когда вышел его ностальгический рассказ о дворянской жизни «Антоновские яблоки». И уже в следующем году Бунин становится лауреатом престижной Пушкинской премии, которую ему присудили за лирический сборник «Листопад» (1901) и перевод «Песни о Гайавате» Генри Лонгфелло.

В 1909 году писатель становится почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге.

Враждебно встретив Октябрьскую революцию, писатель в 1920 навсегда покидает Россию, эмигрируя во Францию.

Биография Ивана Алексеевича Бунина почти вся состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). В эмиграции Бунин активно продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет лучшие свои произведения: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), а также главный в жизни писателя роман — «Жизнь Арсеньева» (1927—1929, 1933), который приносит Бунину Нобелевскую премию в 1933 году.

Фото 3.jpg

Диплом Нобелевской премии был вручён И. А. Бунину 15 декабря 1933 года в Стокгольме «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер». Диплом, выполненный специально для писателя в русском стиле, хранится в Архиве Университета в городе Лидс (Великобритания).

 

Речь И. А. Бунина по случаю вручения ему Нобелевской премии в 1933 году.

«Ваше Высочество, Милостивые Государыни, Милостивые Государи.

9 ноября, в далёкой дали, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском доме, телефон известил меня о решении Шведской Академии. Я был бы неискренен, ежели б сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни. Справедливо сказал великий философ, что чувства радости, даже самые резкие, почти ничего не значат по сравнению с таковыми же чувствами печали. Ничуть не желая омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я всё-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние пятнадцать лет, далеко превышали мои радости. И не личными были эти скорби, — совсем нет! Однако твёрдо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники, этот звонок из Стокгольма в Грасс дал мне, как писателю, наиболее полное удовлетворение. Литературная премия, учреждённая вашим великим соотечественником Альфредом Нобелем, есть высшее увенчание писательского труда! Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, и я был крайне горд получить эту награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я девятого ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волнение от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о глубоком значении поступка Шведской академии. Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили её изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность. Господа члены Академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полнейшей независимости. Несомненно, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно, — она для него догмат, аксиома. Ваш же жест, господа члены Академии, ещё раз доказал, что любовь к свободе есть настоящий религиозный культ Швеции.

И ещё несколько слов — для окончания этой небольшой речи. Я не с нынешнего дня ценю ваш королевский дом, вашу страну, ваш народ, вашу литературу. Любовь к искусствам и к литературе всегда была традицией для шведского Королевского Дома, равно как и для всей благородной нации вашей. Основанная славным воином, шведская династия есть одна из самых славных в мире. Его величество король, король-рыцарь народа-рыцаря, да соизволит разрешить чужеземному, свободному писателю, удостоенному вниманием Шведской академии, выразить ему свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства».

Незадолго до смерти писатель часто болел, но при этом не переставал работать и творить. В последние несколько месяцев жизни Бунин был занят работой над литературным портретом А. П. Чехова, но работа так и осталась незаконченной. Бунин прожил долгую жизнь, пережил нашествие фашизма в Париж, радовался победе над ним.

Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

Произведения писателя переведены на все европейские и на некоторые восточные языки.

 

Основные произведения:

 

Стихи:

Сборник "Листопад" (1901)

 

Рассказы:

"Антоновские яблоки" (1900)

"Сны" (1904)

"Чаша жизни" (1913)

"Господин из Сан-Франциско" (1915)

"Лёгкое дыхание" (1916)

"Петлистые уши" (1917)

"Сны Чанга" (1916, опубл. 1918)

"Митина любовь" (1924)

Книга новелл "Тёмные аллеи" (1943)

 

Повести:

"Деревня" (1910)

"Суходол" (1912)

 

Роман:

"Жизнь Арсеньева" (1927-1933)

 

Литературно-философское исследование:

"Освобождение Толстого" (1917)

 

Циклы путевых очерков:

"Тень птицы" (1908)

"Храм солнца" (1909)

 

Переводы:

"Песня о Гайавате" (1896, 2 издание 1898) Г. Лонгфелло

Философские драмы Дж. Байрона "Каин" (1905), "Манфред" (1904)

 

Советуем прочесть …

Фото 5.jpg

Бабореко, А. К. Бунин: жизнеописание / Александр Бабореко. – М.: Мол. гвардия, 2004. – 457 с.: ил. – (Жизнь замечательных людей).

Жизнь и творчество Бунина продолжают волновать умы и сердца читателей. Произведениями Бунина зачитываются люди всех возрастов и национальностей, его творчество стало эталонным для многих современных писателей, а характер и личная жизнь и в наши дни остаются темой многочисленных спекуляций. А. Бабореко – известный исследователь жизни и творчества И. А. Бунина. Он собрал огромный свод малоизвестных и архивных документов, писем, дневников и воспоминаний, которые, несомненно, помогут читателям лучше понять этого великого писателя и человека.

Фото 6.jpg

83.3(2Рос-Рус)5

Б30

Инв. номер: 1251162-х

Бахрах Александр В. Бунин в халате / Бахрах Александр В. - М. : Согласие, 2000. – 242 с.

 

Александр Васильевич Бахрах (1902 – 1985), известный литературный критик и мемуарист русского зарубежья, дружил со многими знаменитостями – писателями, актерами, художниками. Особенно был близок с И. А. Буниным – жил под крышей его дома четыре долгих военных года. В однотомник вошли две мемуарные книги Бахраха: "Бунин в халате" и "По памяти, по записям". Первая рассказывает о периоде, когда автор был литературным секретарем великого писателя. Вторая – литературные портреты видных деятелей российской и мировой культуры. «По памяти, по записям» издается впервые.

Фото 8.jpeg

83.3(2Рос-Рус)

Л13

Инв. номер: 1261714-х

Лавров Валентин Викторович. Холодная осень : Иван Бунин в эмиграции (1920-1953): Роман-хроника / Лавров Валентин Викторович. - М. : Мол. гвардия, 1989. - 384 с.

В настоящей книге подробно рассказывается о жизни Бунина за рубежом на пестром фоне литературной и политической эмиграции. Книга содержит множество документов – дневниковых записей, писем Бунина, воспоминаний о нем.

Фото 9.jpg

83.3(2Рос-Рус)

Б91

Инв. номер: 1332667-а

Бунин без глянца : проект Павла Фокина / [сост. П. Фокина и Л. Сыроватко]. - Санкт-Петербург : Амфора, 2009. – 381 с. - (Без глянца).

Бунин – осколок великой традиции – одним из первых в "железном" веке нашел художественный ответ времени безразличия и беспредела. Затертый в смуте между грозными течениями друзей и врагов, он высился одинокой вершиной, с виду почти "ледяной", но внутри готовой превратиться в вулкан.

Книга продолжает серию документальных повествований о русских писателях ХIХ-ХХ веков.

фото 7.jpg

84(2Рос-Рус)5

Б91

Инв. номер: 1252517-ч

Бунин Иван Алексеевич. Проза / И. А. Бунин. - М. : Слово, 2000. – 680 с. - (Пушкинская библиотека).

В книгу вошли повести «Деревня», «Судоход» и избранные рассказы разных лет.

«Деревня» - одно из первых крупных прозаических произведений И. А. Бунина, которое сразу же поставило его в один ряд с известнейшими писателями начала XX века. «Деревня» написана Буниным в годы Столыпинских реформ, с целью высказать мнение о том, сможет ли русский мужик стать хозяином.

«Суходол» (1911) – книга об ушедших временах крепостного права, о жизни, оскудении и вырождении мелкопоместных дворян и дворовых. Прообразом Суходола послужило родовое имение «Каменка», а в нравах и судьбах Хрущевых угадываются факты из истории предков Бунина.

«Деревня» и «Суходол», по слову самого Бунина, находятся в прямой связи, так как автора интересует не мужик и барин, «а душа русских людей вообще», «изображение черт психики славянина». Бунин ставит целью «выявить вот эти черты деревенской мужицкой жизни, как доминирующие в картине русского поместного сословия…» Повествуя о диком быте и нравах, писатель отказывается от идеализации крестьянства, беспощадно рисуя вырождение деревни. Немало досталось автору за «принижение народа», но его мало трогали эти оценки: у творчества свои законы, и талант не может их нарушать в угоду чьему-то мнению.

В теме любви («Митина любовь», «Солнечный удар», «Лёгкое дыхание» и др.) Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, если можно так сказать, раненной любовью. Особенность Бунина-художника состоит в том, что он считает любовь трагедией, катастрофой, сумасшествием, великим чувством, способным и беспредельно возвысить, и уничтожить человека. Любовь — таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне обыкновенных житейских историй, наполняющая особым смыслом его земное существование.

Бунинские рассказы, повествующие о самом сокровенном, не оставят равнодушными читателей XXI века.

 

Книга и аудиокнига

Фото 10.jpg

84(2Рос-Рус)5

Б91

Инв. номер: 1363923-а 

Бунин Иван Алексеевич. Темные аллеи : [повести, рассказы] / Иван Бунин. - М. : ЭКСМО, 2004. – 603 с. - (Русская классика).

Книга «Темные аллеи» принадлежит к шедеврам мировой литературы, писатель работал над ней с 1937 по 1949 годы. «Темные аллеи» входят в программу изучения литературы в российских общеобразовательных школах.

Фото 11.jpg

84(2Рос-Рус)5

Б91

Инв. номер: 2579э-ч

Бунин Иван Алексеевич. Темные аллеи / И. А. Бунин; читает: нар. артистка РФ Алла Демидова. - Москва: Равновесие, 2008. - эл. опт. диск (CD-ROM) . - (Аудиоспектакль:mp3). - (Русская классика).

На диске представлен сборник рассказов «Темные аллеи» (1943), ставший вершиной позднего творчества писателя. «Все рассказы этой книги только о любви, о ее „темных“ и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях» – писал Бунин в одном из писем Н. А. Тэффи. Любовь в прозе Бунина – загадочная и несовместимая с жизнью стихия, вторжение в обыденный мир потустороннего бытия, «солнечный удар», несущий с собой такое напряжение душевных сил, которое ни жизнь, ни человеческая личность не в состоянии вместить. Даже если Вы читали сборник И. А. Бунина «Темные аллеи», послушайте эти рассказы в исполнении блистательной актрисы, народной артистки РСФСР, Аллы Демидовой, и Вам откроются новые грани прекрасного слога классической литературы конца XIX – первой половины XX века.

Фото 12.jpg

84(2Рос-Рус)6

Б91

Инв. номер: 1287374-а

Бунин Иван Алексеевич. Жизнь Арсеньева / И. А. Бунин. - М. : Дрофа : Вече, 2004. – 510 с.

Роман стал наиболее значительным произведением Бунина эмигрантской поры. Он носил итоговый характер, обобщая явления и события почти полувековой давности. В ранних, подготовительных набросках к нему, Бунин писал: «Жизнь, может быть, дается нам единственно для состязания со смертью, человек даже из-за гроба борется с ней: она отнимает от него имя – он пишет его на кресте, на камне, она хочет тьмой покрыть пережитое им, а он пытается одушевить его в слове».

«Жизнь Арсеньева» посвящена путешествию души юного героя, необыкновенно свежо и остро воспринимающего мир. Главное в романе – расцвет человеческой личности, рост ее до тех пределов, пока она не оказывается способной вобрать в себя огромное количество впечатлений, исповедь большого художника, воссоздание им с величайшей подробностью той обстановки, где впервые проявились его самые ранние творческие импульсы. У Арсеньева обострена чуткость ко всему - «зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги».

 

 

И. А. Бунин в строках современников

Его поэзия – мед, накопленный в незримых сотах души, – становится всё слаще, целительней.                                                                                      

В. Приходько

Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души.       

М. Горький

«Мастерство Бунина для нашей литературы чрезвычайно важный пример – как нужно обращаться с русским языком, как нужно видеть предмет и пластически изображать его. Мы учимся у него мастерству слова, образности и реализму».

А. Н. Толстой

«Так любить природу мало кто умеет, как это умеет Бунин, – мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты. Мир его – по преимуществу – мир зрительных и звуковых впечатлений, и связанных с ними переживаний».

А. Блок

 

Интересные факты из жизни И. А. Бунина

У Ивана Алексеевича была богатая мимика и незаурядный актёрский талант. К. С. Станиславский звал его в художественный театр и предлагал ему роль Гамлета.

Иван Бунин собирал коллекцию фармацевтических флаконов и коробочек, которая заполняла до краёв несколько чемоданов.

Иван Алексеевич признавался: «У вас есть нелюбимые буквы? Вот я терпеть не могу букву «ф». А меня чуть-чуть не нарекли Филиппом».

В Орле и Ельце находятся музеи И. А. Бунина.

 

Интернет-ресурс

http://www.kostyor.ru/biography/?n=51

http://www.livelib.ru/author/2964

http://www.litra.ru/composition/get/coid/00984841237235598974/

 

Материал подготовила Елисеева Ирина Семёновна, ведущий библиотекарь отдела гуманитарных наук.


English version
фото В. Иванова