12+.png
Главная О библиотеке Поиск в электронных каталогах Региональный центр Президентской библиотеки Краеведение в Коми Национальная электронная библиотека КИБО Доступная среда
Рейтинг@Mail.ru

Самобытный художник слова

7 сентября исполняется 145 лет со дня рождения известнейшего русского писателя Александра Ивановича Куприна (1870 – 1938).

Мы должны быть благодарны Куприну за все – за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец, за никогда не умиравшую в нем способность загораться от самого незначительного соприкосновения с поэзией и свободно и легко писать об этом. (К. Паустовский)

Среди выдающихся русских писателей начала XX века одно из наиболее видных мест принадлежит Александру Ивановичу Куприну. За свою почти пятидесятилетнюю творческую жизнь Куприн создал немало значительных произведений, выдержавших испытание временем.

Александр Куприн родился 7 сентября (26 августа) 1870 в г. Наровчат Пензенской губернии. Происходил из небогатой дворянской семьи, окончил Александровское военное училище в Москве (воспоминаниями о нем навеян написанный в эмиграции роман «Юнкера», 1933) и в 1890–1894 служил в полку, расположенном в Подольской губернии, на границах Российской империи. Как писатель дебютировал еще в училище, опубликовал несколько рассказов и повесть «Впотьмах» (1893). Полностью посвятил себя литературе после выхода в отставку. Был репортером киевских и одесских газет, в 1897 выпустил сборник «Миниатюры», печатался в столичных журналах «Русское богатство», «Мир Божий», «Жизнь искусства» и других.

Успех пришел к Куприну после появления повести «Молох» (1896), описывающей бесчеловечные порядки на гигантском заводе в Донбассе и трагедию героя, который не принимает окружающую жизнь из-за ее грубости и жестокости, однако сам становится жертвой мира, где нет ни сострадания, ни любви. Публикация поэтичной повести «Олеся» (1898) и близких ей рассказов, которые воссоздают дикую и прекрасную природу Полесья, воспевая людей, живущих вне сферы воздействия антигуманной цивилизации, сделала имя Куприна известным всей читающей России. По признанию автора «Олеся»— это одно из самых его любимых произведений.

Его славу упрочила повесть «Поединок» (1905), где, по замыслу писателя, переданы «ужас и скука военной жизни», а вместе с тем создан проникновенный гимн любви и устами героя, выражена твердая вера в победу человеческого духа. Это одно из самых сильных произведений великого Куприна, жемчужина русской реалистической прозы начала ХХ века.

«Поединок» вышел с посвящением М. Горькому, к которому в эту пору своего творчества Куприн был близок, и, помимо высоких оценок критики, заслужил похвалу Л. Н. Толстого.

Цикл рассказов 1905–1907, связанный с русско-японской войной и первой русской революцией («Штабс-капитан Рыбников», «Река жизни», «Гамбринус»), побудил воспринимать Куприна как одного из самых ярких продолжателей реалистических традиций русской классики, выразившего крепнущую в обществе уверенность, что приближаются великие перемены. Его позиция остается последовательно антидекадентской. Она определяется твердой приверженностью писателя творческим заветам Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, которых он считал своими учителями в литературе, а также его неискоренимым жизнелюбием.

Героев Куприна отличает духовная целостность и неподдельное нравственное величие. Его персонажи – простые рыбаки (цикл новелл «Листригоны», 1908–1911), цирковые артисты и борцы, летчики, люди богемы – обладают неиссякаемым запасом жизненных сил и твердой верой в высшую разумность мироздания, какими бы ущербными ни были порядки, установленные в обществе. Эту мысль и связанный с ней идеал бескорыстного служения высокому чувству Куприн воплотил и в нескольких рассказах о любви, по своей стилистике порою сближающихся со стихотворениями в прозе («Суламифь», 1908, «Гранатовый браслет», 1911). Особый цикл составляют рассказы о животных, где выражена та же идея высшей красоты жизни и спасительности инстинктивного доверия к ней, вопреки всей жестокости будничных обстоятельств («Белый пудель», 1904, «Изумруд», 1911).

В 1909 начинает печататься повесть Куприна «Яма», оконченная шесть лет спустя. Эта повесть вызвала упреки за чрезмерную натуралистическую достоверность. Однако писавшие о «Яме» признавали, что по яркости человеческих типов, запечатленных на ее страницах, и по злободневности поднятых в ней проблем она занимает исключительное место в современной русской беллетристике.

С началом Первой мировой войны Куприн становится армейским инструктором, а его дом в Гатчине превращается в небольшой госпиталь. Ощущение нарастающего в стране кризиса выражено в некоторых рассказах этого периода («Папаша», «Гога Веселов»). Февральскую революцию писатель встретил с энтузиазмом, однако к большевистскому перевороту относился враждебно, хотя и пробовал сотрудничать с новой властью (принимал участие в деятельности организованного М. Горьким издательства «Всемирная литература», обсуждал с В. И. Лениным проект выпуска газеты для крестьян, который так и не был осуществлен). Осенью 1919 Куприн стал редактором газеты «Приневский край», издаваемой штабом армии Юденича, пережил с этой армией разгром и бегство, очутился в Эстонии, затем в Гельсинфоргсе. Драма неудавшегося наступления на Петроград описана по личным воспоминаниям Куприна в повести «Купол св. Исаакия Далматинского», 1928.

Эмиграцию Куприн с самого начала ощущал как личную трагедию. Основным жанром Куприна в этот период творчества стала публицистика. Как постоянный сотрудник парижских газет «Общее дело», «Русская газета», «Русское время» он опубликовал десятки статей, разоблачающих большевистскую идеологию, торжество которой, по его словам, означало превращение России в «трехдневного Лазаря»: на родине теперь лишь «мертвые, опустошенные глаза и бескровные уста, запечатанные тайной вечной».

Разгром русской культуры, разрушение церквей, непростительный конформизм тех интеллигентов, кто выступил пособником новой власти, угроза распространения большевизма в Европе – постоянные темы выступлений Куприна в эмигрантской печати, продолжавшихся до начала 1930-х годов.

В лучших его рассказах оживают страницы русской истории («Однорукий комендант», 1923) или молодости самого Куприна, когда для него так много значили мир цирка и спорта («Пунцовая кровь», 1926). В романе «Колесо времени» (1930) рассказана история несчастной любви женщины, наделенной душевной широтой и способностью стать выше предвзятых мнений, к человеку, которому присущи многие пороки декадентской среды. Яркие картины московской жизни в годы царствования Александра III и светлые воспоминания о поре отрочества заполняют роман «Юнкера». Роман «Жанета», (1934) описывает быт нищего парижского эмигранта, в прошлом профессора, жившего в России интенсивной духовной жизнью и окруженного любовью многих, кто ценил его выдающийся научный талант. Бесконечно одинокий, герой привязывается к встреченной им на улице маленькой бездомной девочке, но и эта радость оказывается для него недолговечной.

Тоска по России и предчувствие близкой смерти побудили Куприна хлопотать о советском гражданстве. К мысли вернуться на родину его еще больше склоняло чувство собственной вины за то, что он оказался вдали от нее в самые тяжелые минуты русской истории. Тяжело больным, утратившим способность писать, Куприн вернулся в СССР в 1937. По возвращении напечатал «Отрывки воспоминаний», где с большими умолчаниями рассказано об истории его отношений с Горьким, которого в эмиграции Куприн сурово осуждал за пособничество режиму, принесшему «ужас и рабство». Планы работы над киносценариями по собственным произведениям остались неосуществленными.

Умер Куприн в Гатчине 25 августа 1938, похоронен на мемориальном кладбище «Литераторские мостки» (Санкт-Петербург).

Разгадка обаяния и долговечности прозы А. Куприна в страстной любви к жизни, которой дышат страницы его книг. « …Куприн не может умереть ни в памяти русских, ни в памяти многих людей…, как не может умереть его страстная, умная и непосредственная любовь к человеку и к своей родной земле», – писал К. Г. Паустовский.

 

Советуем прочесть…

Куприн из тех писателей, на которых достаточно указать: читайте его, это подлинное искусство, оно всякому понятно без комментариев. Ф. Д. Батюшков

Почти все мои сочинения – моя автобиография. Я иногда придумывал внешнюю фабулу, но канва… вся из кусков моей жизни. И. А. Куприн.

84(2Рос-Рус)

К92

Инв. номер: 1231029-ч

Куприн Александр Иванович. Избранные произведения. / Куприн Александр Иванович. - М. : Современный писатель, 1993. – 384 с.

В книгу вошли избранные повести и рассказы А. И. Куприна (1870-1938), созданные писателем на протяжении всей его творческой жизни: «Дознание», «Олеся», «Белый пудель», «Поединок», «Гранатовый браслет» и другие.

83.3(2Рос-Рус)5

К92

Инв. номер: 915605

Куприна Ксения Александровна. Куприн-мой отец / Авт. послесл. О. Михайлов. - 2-е изд., испр. и доп.. - М. : Художественная литература, 1979. - 287 с.

В своей книге воспоминаний Ксения Александровна Куприна, дочь замечательного русского писателя Александра Ивановича Куприна, рассказывает о своем отце. Она воссоздает его живой, обаятельный характер, его образ жизни и привычки, показывает его в отношениях с самыми разными людьми. Автор говорит также о семье своей матери, об окружении Куприных в России и за границей. В книге приведено множество интересных архивных свидетельств, - в частности переписка Куприна с родными и знакомыми. В заключительной главе книги подробно говорится о последнем годе жизни А. И. Куприна на родине.

83.3(2Рос-Рус)5

К92

Инв. номер: 548090

Куприна-Иорданская Мария Карловна. Годы молодости / Авт. вступ. ст. В. Г. Лидин; Примеч. Л. И. Давыдова. - Расшир. и доп.. - М. : Художественная литература, 1966. - 384 с.

Повествование о жизни писателя - это не только история его судьбы или распространенная его биография; это и широкая картина литературной жизни того времени, а по существу частица истории литературы.

Марии Карловне Куприной-Иорданской выпала счастливая судьба: она была первой спутницей и другом замечательного писателя А. И. Куприна. Содружество это вместе с тем было и творческим: М. К. Куприна-Иорданская обладала даром незаурядного редактора, а также даром истинного литератора. Ее повесть о годах молодости - не только дань воспоминаниям, которые могут быть сильнее или слабее в зависимости от того, что сохранила память: она написана широко и сама по себе является литературным произведением, подлинной повестью, как определяют это слово словари.

83.3(2Рос-Рус)5

В67

Инв. номер: 941782

Волков Анатолий Андреевич. Творчество А. И. Куприна / А. А. Волков. - 2-е изд.. - М. : Худож. лит., 1981. - 360 с.

Монография А. Волкова посвящена творчеству одного из замечательных русских писателей конца XIX - начала XX века - А. И. Куприна.

Автор воссоздает в книге облик А. И. Куприна - человека и писателя, прослеживает эволюцию его творчества, поиски, достижения, горькие неудачи. Творчество Куприна рассматривается А. Волковым на широком фоне развития русской общественной мысли и литературно-политической борьбы. В связи с этим автор говорит о писателях-народниках и разночинцах, о творчестве Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, А. М. Горького, А. С. Серафимовича, Н. Д. Телешова, о писателях знаньевцах и самом «Знании», о кружке «Среда» и участвовавших в нем литераторах. А. Волков показывает, как процесс общественного развития сказывался на эволюции мировоззрения и художественного метода А. И. Куприна.

83.3(2Рос-Рус)

М69

Инв. номер: 962484

Михайлов, О. Н. Куприн / О. Н. Михайлов. – Москва : Молодая гвардия, 1981. – 270 с.

Книга известного писателя Олега Михайлова посвящена жизни и творчеству одного из самых выдающихся писателей-реалистов начала нашего века А. И. Куприна.

 

Советуем посмотреть…

Экранизации произведений А. И. Куприна

Известно, что многие произведения А. Куприна экранизированы, а также снято два телесериала: «Юнкера» (12 серий) и «Куприн» (13 серий).

«Колдунья» (1956, Франция-Италия-Швеция) Реж. Андре Мишель; В ролях: М. Влади, М. Роне, Н. Курсель и др. По повести «Олеся».

«Олеся» (1971) Реж. Б. Ивченко; В ролях: Л. Чурсина, Г. Воропаев, Б. Брондуков и др.

«Поединок» (1957) Реж. В. Петров; В ролях: Е. Евстигнеев, А. Попов, И. Скобцева, Л. Сухаревская и др.

«Гранатовый браслет» (1965) Реж. А. Роом; В ролях: А. Шенгелая, И. Озеров, О. Басилашвили, В. Стржельчик и др.

«Шурочка» (1983) Реж. И. Хейфиц; В ролях: Е. Финогеева, А. Николаев, Л. Гурченко, С. Садальский, К. Григорьев и др. Экранизация повести «Поединок».

«Любимец публики» (1985) Реж. А. Згуриди, Н. Клдиашвили; В ролях: А. Ромашин, М. Зимин, А. Масюлис, И. Нинидзе, А. Акопян и др. Экранизация повести «Белый пудель».

«Гамбринус» (1990) Реж. Д. Месхиев; В ролях: М. Безверхний, Н. Русланова, И. Розанова, А. Трофимов, Б. Плотников, А. Трофимов и др.

«Юнкера» (2006) Реж. И. Черницкий; В ролях: О. Арнтгольц, А. Бабенко, Е. Боярская, В. Гостюхин и др. Экранизация произведений «Поединок», «Кадеты», «Юнкера».

«Подпоручик Ромашов» (2013) Реж. И. Черницкий; В ролях: А. Просалов, А. Бабенко, Б. Ступка, В. Гостюхин, А. Михайлов и др. Экранизация повести «Поединок».

«Куприн. Впотьмах» (2014) Реж. А. Эшпай; В ролях: Л. Бичевин, Е. Боярская, М. Суханов, Е. Цыганов, М. Пореченков и др. Экранизация произведений «Люция», «Впотьмах», «Путаница», «Система», «Молох».

«Куприн. Поединок» (2014) Реж. А. Малюков; В ролях: Н. Ефремов, Е. Вилкова, Р. Мадянов, Е. Климова, М. Пореченков и др. Экранизация произведений «Поединок», «Юнкера», «Брегет», «Пиратка», «Штабс-капитан Рыбников».

«Куприн. Яма» (2014) Реж. В. Фурман; В ролях: А.Шагин, К. Шпица, С. Ходченкова, П. Агуреева, М. Пореченков и др. Экранизация произведений «Яма», «Гранатовый браслет», «Без заглавия», «Святая любовь», «Телеграфист».

 

Интернет-ресурсы

На указанных сайтах можно найти интересную информацию о А. И. Куприне.

http://kuprin.velchel.ru/

http://www.samara.kp.ru

http://www.3rm.info

http://www.livelib.ru

 

Материал подготовила Елисеева Ирина Семёновна, ведущий библиотекарь отдела гуманитарных наук.


English version
фото В. Иванова